На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

7 ноября 2024

Общество

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Ученые утверждают — игнорирование властью протестной активности ведет к постепенному ее прекращению

Комментирует Кирилл Подъячев,

научный сотрудник Института социологии РАН

Молчание ягнят достигается молчанием волков?

Изучение протестной активности в 183 странах показало, что власть в случае волнений можно удержать только при одной тактике — без репрессий и не обращая внимания на недовольство. Возможно, именно таким образом и будет действовать Кремль.
Молчание ягнят достигается молчанием волков? 2 февраля 2012
Исследователи из Стэнфордского университета Рус Кричели, Йаир Ливне и Беатриц Магалони изучили протесты в 183 странах в период с 1950 по 2000 годы. Обобщив результаты, ученые пришли к выводу, что у власти есть шанс избежать смены режима при условии мягкой реакции на проявление народного недовольства. Пока руководство РФ, интуитивно или следуя неким политтехнологическим рекомендациям, действует именно так. Однако то, что у российской власти далеко не вегетарианский характер, — факт общеизвестный. На сколько у нее хватит «резерва сдержанности», остается только гадать.

 

Статья «Глобальная модель прогнозирования политической нестабильности», опубликованная в American Journal of Political Science, приводит результаты исследований причин периодов политической нестабильности с 1955 по 2003 год в странах с населением более 500 тыс. человек. Группа исследователей изучила все «эпизоды нестабильности»: гражданские войны, смены режимов на более радикальные или недемократические, геноцид и массовые политические репрессии. Всего таких эпизодов было около 120, причем некоторые включали несколько признаков нестабильности — например, и геноцид, и гражданскую войну. Главным результатом исследования стало изучение вероятности возникновения нестабильности в зависимости от политического режима. Авторы разделили режимы на пять групп: полная автократия, частичная автократия, частичная демократия с высокой поляризацией общества, частичная демократия без поляризации общества и полная демократия. Самым стабильным режимом стала полная автократия — такая как в Северной Корее или Саудовской Аравии.

Вообще-то история — дама насколько капризная и со сложным характером, поэтому выводить какие-то закономерности в ней всегда довольно сложно. В своем стремлении расписать исторический процесс с математической логикой и предсказуемостью не раз попадали впросак те же марксисты. Любой грамотный историк, обладающий необходимыми знаниями фактуры, легко найдет бреши даже в самой на первый взгляд стройной конструкции.

Интересно, что выводы стэнфордской группы противоречат сами себе. С одной стороны, утверждается, что игнорирование протестов эффективнее, чем их силовое подавление. С другой, говорится, что «полные автаркии» (Саудовская Аравия, Северная Корея) — это самые стабильные режимы.

Между тем общеизвестно, что именно в абсолютистской Саудовской Аравии и тоталитарной КНДР с протестующими церемонятся меньше, чем где-либо еще на планете. Те же саудиты всего несколько месяцев назад жестоко подавили восстание шиитов в восточной провинции своего королевства, раздавив тем самым в зародыше проявление «арабской весны» на Аравийском полуострове. Что происходит в изолированной от всего мира Северной Корее, можно только догадываться. Есть лишь данные, что люди оттуда бегут, причем все более массово. Бегут, а не устраивают «марши несогласных» — по Пхеньяну маршируют только военные парады.

В целом же формула, по которой отсутствие реакции властей на народные выступления и есть самая правильная реакция, довольно сомнительна. Во-первых, вообще не реагировать (ни репрессиями, ни уступками) на массовые акции ни одна власть не может. Хотя бы потому, что просто продолжение прежнего курса правящих элит, уже вызвавшего недовольство, но не подвергнутого коррекции, — это и есть реакция на выступления, и есть вызов толпе. Причем при отсутствии прямых силовых репрессий на улицах толпа воспринимает данное поведение властей как вызов слабого противника, или даже как поведение немощного маразматика. Протестующие начинают укрепляться в вере в себя, переходить к более активным действиям.

Тактика уступок чаще всего была гибельна для правящего режима. Типичный пример — «бархатные революции» 1989 года в Восточной Европе: ГДР, Чехословакия и все остальные соцстраны, кроме Румынии. Немощная партократия при отсутствии какой-либо политической поддержки от горбачевского СССР пыталась то игнорировать протесты, то идти на все новые уступки. И все это неизбежно кончалось крахом правящих систем.

С другой стороны, есть пример Румынии, где Николай Чаушеску пытался сражаться до последнего — и кончил у расстрельной стены. Или пример шахского Ирана: гвардейцы персидского монарха расстреливали многотысячные демонстрации несколько месяцев, залив кровью всю страну, но исламская революция все равно победила, а шах едва унес ноги. Иран и Румыния — действительно, не самые удачные примеры борьбы вождей до конца.

Но ведь есть иные случаи. Поскольку исследование стэнфордской группы ограничивается хронологически 2003 годом, они вряд ли изучили события года 2005-го в Узбекистане. Тогда президент Ислам Каримов утопил в крови восстание в городе Андижане. Сколько людей погибло — неизвестно до сих пор. Российская прогрессивная общественность пребывала в шоке, многие известные журналисты были тогда убеждены, что Каримов стал изгоем для всего цивилизованного и даже не очень цивилизованного мира. Все были уверены, что экзекуцию целого города Каримову не простит ни мир, ни собственный народ. Прошло семь лет. В Узбекистане все спокойно, Каримов — желанный гость во многих мировых столицах.

Впрочем, эффективные примеры усмирения улицы железом и кровью (или, лайт-вариант, дубинками и слезоточивым газом) можно найти и ранее 2003 года. Это Белоруссия (фактически с момента воцарения Лукашенко в середине 90-х), Китай (подавление выступлений в Тибете), Алжир (уничтожение исламистского террористического восстания 1992 года), Ирак (1991 год), Россия (1993 год) и так далее.

Все-таки главный критерий выживаемости режима, его устойчивости перед революционной волной это не та или иная выбранная тактика, а ресурс его внутренней прочности и наличие у него многочисленных идейно мотивированных сторонников. Примеры Ливии Муаммара Каддафи или Сирии Башара Асада тут достаточно красноречивы. Оба арабских диктатора, несмотря на то что нажили огромное количество внутренних врагов, имели и достаточное количество фанатичных приверженцев. Опираясь на своих сторонников, Каддафи почти подавил мятеж против Джамахирии, и только военное вмешательство НАТО вырвало победу из рук полковника. Асад, который сделал ставку на преданные ему части, укомплектованные в основном его единоверцами-алавитами, держится до сих пор.

Что касается России, то точное количество по-настоящему преданных Владимиру Путину людей (преданных — значит, готовых за него воевать и погибнуть) не поддается оценке. Но вполне вероятно, близко к нулю. Нет у господина Путина «единоверцев», потому что нет веры. Все же обывательское нежелание перемен и довольство достигнутым не есть преданность.

Если бы в РФ были сплоченные оппозиционные лидеры, о чем пока, к сожалению, приходится только мечтать, в ближнесрочной перспективе режим был бы обречен. Что бы он ни делал — избивал, уступал или игнорировал.

Комментирует Кирилл Подъячев, политолог Высшей школы экономики, научный сотрудник Института социологии РАН

Протестное движение в нашей стране уже существовало до декабря прошлого года, и было оно хоть и менее многочисленным, но более активным. Поэтому нельзя сказать, что акции в Москве и других городах России, прошедшие после выборов в Госдуму, возникли на пустом месте.

В перспективе численность участников митингов протеста и их частота может вырасти. Однако закончится все, вероятно, как и при Борисе Ельцине, когда недовольных властью было уж точно не меньше, чем сегодня. То есть ничем. Первый президент России отбыл все положенные сроки на своем посту и ушел в отставку сам. Ушел, когда протестное движение против него, по сути, сошло на нет.

Не думаю, что нынешние акции приведут к революции, каким-то радикальным переменам. Такой вариант развития событий возможен, если на недовольство граждан наложится серьезный экономический кризис, когда людям будет угрожать голод или такого же уровня трудности, касающиеся многих. В этом случае, с учетом заинтересованности в гражданских волнениях некоторых наших «друзей» за границей, революционный сценарий вполне реален.

Угрозы подавления акций протеста у нас нет. Во власти, уверен, сидят люди не глупые, понимающие, что силовые действия приведут лишь к озлоблению граждан. А так граждане придут, пошумят и разойдутся. Тем более что общей платформы кроме лозунга «Долой Путина!» у них по большому счету нет. Как могут договориться либералы, крайне левые и националисты, делящиеся, в свою очередь, на две категории — православных и язычников? Никак.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Роман Попков, Александр Газов

Комментарии
orel
Россия многонациональная страна, живущая за счет эксплуатации основной национальности. Население России состоит из 79,8% русских. Только 0,9 % чеченцев. Общая численность народов Кавказа составляет 3% от общей численности населения России. Я РУССКИЙ! Мои предки русские. Дети мои Русские. Товарищи мои мордвины,татары,чуваши и т. д. Мы живем в нашем городе. Никто нас не уговаривает дружить. Мы сами. Но никто из нас не будет терпеть возвышение одним над другим даже на словах. Так есть и будет. Это менталитет РУССКОГО человека хранить покой в своем доме. Какой менталитет Кавказа?У себя все изгадили и у нас гадят. Живут на наши подаяния, футболисты никудышные, и еще что-то требуют. О «дружбе народов» я узнал в 1973г. Цыгане хотели купить дом в нашем селе. Собрались мужчины и врезали не мерено и покупателям и продавцу. В 1979г. Я прибыл служить в СА. Сначала было все неплохо. Армян несколько, таджиков и иных национальностей. Ингуш служил, призванный из Рязани. И вот появились жители Кавказа. В первый день начались драки. Ингуш сразу стал «дружить против нас». И так все два года. В учебке в Виннице против нас дружили украинцы. А в г. Стрий еще тогда Львовской области нас за забор уже не выпускали. А знакомые татары не-нет да и вспомнят с гордостью про ИГО. Такая вот дружба народов получается. Хватит терпеть. Первый урок в школе должен быть посвящен любви и уважению к своей национальности, к национальности дедов наших, а не какой-то вонючей толерантности. Ежедневно с экрана телевизора нас оскорбляют, используя название нашей национальности . «Развод по-русски»,«обман по-русски» и т.д. и т. п. В общем если о чем-то плохом, то обязательно с использованием слова «русский». А что власть? А ничего, т. к. их это не касается. А почему бы не применить название национальностей как то еврейской или чеченской? Вот шуму-то будет. А нашу можно. В паспортах наших нет записи о национальности. А вот в паспорте собаки есть обозначение породы. А ведь мы ЛЮДИ. Мы живем в резервациях с названиями областных городов. Правят нами НАМЕСТНИКИ, именуемые губернаторами, у которых работа здесь, а жилье в Москве. У кого из них нет квартир в Москве? У всех. Где наместник Рязанский Шпак, при котором началось и не закончилось строительство объездной дороги в г.Сасово Рязанской области? НЕТУ. Пропал как сгинул. ИДИОТИЗМ. Тогда необходимо переименовать республики в губернии. Ан нет. «Великие» их народы будут против. Поэтому РУССКИЙ МАРШ до того момента, когда власти сделают в паспорта нам запись о национальности, переименуют республики в губернии или наоборот, когда Россия перестанет платить Кавказу, Чечне в-первую очередь, контрибуции. Когда власти признают 1994г. началом геноцида русского народа Чечне. В Рязани, Пензе, Ульяновске и других городах русских не было войны. И города не лежали в руинах. Так почему же Грозный, лежавший в руинах. За короткое время стал таким, какими указанные города никогда не были и не будут. Почему матери и отцы тех, кто воевал на Кавказе, живут хуже тех, против которых воевали их дети? Политика власти ЕР однозначно АНТИРУССКАЯ. Они знают. Что создание национального образования русских поднимет уровень самосознания и гордости. Ведь в какие регионы поставляются китайские продукты гадкого качества и пойло с Кавказа? В регионы с преимущественным населением русских. Нас спаивают. Наркоконтроль проводит карательную акцию против собственного народа. Нас называют националистами по каждому поводу. ФСБ создано с десяток якобы националистических русских организаций. В свое время было создано РНЕ. Цель-препятствовать русским в создании национального образования, когда суверенитет раздавался охапками. Это надо было для того, чтобы показать якобы гнилость русских. Пример тому Славянский Союз. Коротко «СС» (внуки и сами ветераны ВОВ сразу вздрагивают). Поездка его лидеров в Чечню в черных майках и с надписями «я русский». Они должны были прибыть официально к пригласившему их лицу, в костюмах и галстуках. Выбритые и трезвые. А это хулиганство и оскорбление чеченского народа. А если бы в г. Сасово приехал чеченец с надписью «я боевик»? И до сих пор не пойму почему их не порезали на ремни. Сегодня между русскими и кавказцами пропасть, которую если и удастся преодолеть, то очень не скоро. И чем больше им дает власть денег, тем пропасть становится шире. Почему? Потому, что смотрим мы на города свои и понимать начинаем насколько грязно и нищенски живем. Чем больше работаем, тем хуже живем. Парадокс. И какие бы решения власть не приняла бы по поводу разрешения или запрещения все равно РУССКИЙ МАРШ начался в душах наших. Мы будем жить дружно со всеми, но с теми, кто не может это делать, мы в разводе. РУССКИЕ,ВПЕРЕД!СОЗДАДИМ СИБИРСКУЮ РУССКУЮ РЕСПУБЛИКУ!ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ! С НАМИ НАШ БОГ!


Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости