Секс с малолетними питерские депутаты ценят дороже, чем однополые отношения. Если максимальный штраф за пропаганду «социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений» будет достигать 500 тыс. рублей для юридических лиц, то за пропаганду «соответствия социальным нормам интимных отношений между совершеннолетними и несовершеннолетними» санкция в отношении юрлиц может достигнуть миллиона.
Даже абстрагируясь от скандальной составляющей закона, к нему все равно остается множество вопросов. Во-первых, нужны ли в принципе законы, регламентирующие интимные отношения, точнее, разговоры о них? Во-вторых, не совсем понятен механизм действия этого закона в условиях современных коммуникационных систем. Можно изъять из киосков противозаконные журналы, но Интернет не признает ни государственных, ни тем более административных границ. Кто будет отвечать за то, что петербургский подросток забредет на сайт специфического содержания, если этот сайт хостится в другом регионе или вообще за рубежом?
Эти вопросы мы задали психологу, юристу и политику.
«Рассматриваемый вопрос — одна из очень старых и очень тяжелых проблем, — говорит психолог Александр Асмолов. — Во многих странах ведущие аналитики, в том числе педагоги и сексологи, понимают, что поток информации о сексе может иметь для подростков разные последствия. Тут надо проплыть между Сциллой и Харибдой. Нельзя забывать, что любые ограничения действуют по принципу запретного плода, который сладок. Как только мы что-то табуируем, сталкиваемся с тем, что подросток, особенно современный, начинает стремиться к этому и находит столь хитроумные пути, что взрослому и не вообразить».
«Если под этим законом нет подписи ведущих сексологов и психологов детства, он обречен на неудачу, — считает Асмолов. — Если же за его разработкой стояла группа специалистов, он может стать первым документом, который остановит ознакомление ребенка с теневыми сторонами жизни».
«С чисто человеческой точки зрения мне этот закон безразличен, — сказала Надежда Митюшкина, член московского политсовета движения «Солидарность». — Я и мои близкие не имеем никакого отношения к приверженцам нетрадиционных отношений. При этом я отношусь к таким людям вполне терпимо, поскольку все люди разные. Хотя лично я против совсем уж откровенной рекламы подобных «странностей». Проблема не в законе, а в том, что у нас могут сделать из любого закона. Что, например, означает в данном случае слово «пропаганда»? Можно ли считать пропагандой радужные значки, которые носят на себе гей-активисты? Ведь подавляющее большинство даже не знает, что символизирует такой значок».
Однако, независимо от того, плох или хорош этот закон, полезен или вреден, он, скорее всего, не будет работать, уверен адвокат Дмитрий Аграновский:
«Я никак не представляю правоприменение этого закона. Все, что не запрещено Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях, то разрешено. А этот закон противоречит Конституции. Будь моя воля — я бы законодательно запретил любую порнографию в СМИ, вернулся бы в этом плане к советским нормам, — признается адвокат. — Но в рамках нынешнего законодательства у этого законопроекта нет будущего. Это просто популизм, декларация для достижения конкретных целей авторами проекта».
«Авторам проекта» Аграновский дал убийственную характеристику: «Человек, проповедующий в публичном доме нравственность и в то же время участвующий в процессе, выглядит лицемером».
Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева, Александр Газов
Первой жертвой принятого сегодня городским парламентом закона Санкт-Петербурга о наказании за пропаганду гомосексуализма и педофилии может стать группа Rammstein, выступившая в городе 14 февраля. Идейный вдохновитель закона депутат-единоросс Виталий Милонов будет требовать у прокурора города наказать немецких исполнителей за демонстрацию специальных эффектов...
Возможно, наказана будет и группа Red Hot Chili Peppers, если она на концерте 20 июля в Петербурге позволит себе эпатировать публику.