А Б В Шрифт

Похороны протеста оказались преждевременными: за дело взялись жители регионов

Елена БОРОВСКАЯ,

«Особая буква»

Белая конвейерная лента

С оппозицией Владимир Путин мог бы договориться. А с протестной стихией, которая пусть и очень медленно, но все же охватывает регионы России, это невозможно, считают эксперты.
Белая конвейерная лента 8 апреля 2012
Прошедшая на днях акция протеста в Волгограде, когда рабочие перекрыли грузовиками улицу из-за «полицейского произвола», голодовки в Лермонтове и Астрахани, волнения в Казани — все это пробуждает у оппозиционно настроенной публики надежду на то, что снизившиеся в столице протестные настроения вскоре перекинутся на провинцию. И тогда властям придется уже иметь дело не с мелкобуржуазным «креативным классом», а с массами суровых работяг.

 

Работники металлургического завода «Красный Октябрь» в четверг утром тремя тяжелыми КамАЗами и одним автобусом перекрыли движение на одной из центральных улиц Волгограда. Поводом для акции протеста послужили действия сотрудников Краснооктябрьского УВД: они днем ранее без объяснения причин задержали, по разным данным, от четырех до 15 грузовиков, которые перевозили заготовку с одной производственной площадки завода на другую. Водители вскоре были отпущены, но, когда они утром пришли на работу, выяснилось, что грузовики по-прежнему под арестом и работать им не на чем. В ходе перекрытия улицы полицейские наблюдали за происходящим из своих служебных автомобилей, не решившись противодействовать рабочим, которые через некоторое время сами сняли блокаду улицы. По данным волгоградских СМИ, в протесте приняли участие 200 рабочих. И толкнуло их на несанкционированные действия не только задержание грузовиков, но и низкие зарплаты. «Это беспредел, — сообщил местным журналистам один из протестующих. — Мы будем бороться».

То, что рано или поздно социальная неустроенность выведет людей на улицы, — главная надежда российских оппозиционеров. Вопрос в том, насколько оппозиционные политики готовы работать с регионами, насколько адекватными координаторами и вдохновителями протеста они смогут быть.

Писатель Сергей Шаргунов, принимавший активное участие в столичных акциях «За честные выборы», считает, что перспективы разрастания социального протеста имеются. «Но без протеста тех, кто занимается политической борьбой, люди, подавленные беспределом власти, окажутся беспомощными. Поэтому туда, где есть открытая несправедливость, должны приходить политики. Я думаю, что сила, которая покажет свою готовность реально поддерживать народ в борьбе против разного рода подлостей, она и будет завоевывать доверие граждан», — полагает собеседник «Особой буквы».

«Что касается будущего, то, я думаю, впереди еще огромное количество поводов к возмущению, потому что питательная среда для несправедливости есть, она давно уже создана, она разрастается и никуда не денется. Очень важно, чтобы не было разрыва между социально-экономическими и политическими требованиями, хотелось бы, чтобы люди понимали, что их жизнь, их безопасность, будущее их детей связаны с политикой напрямую», — отмечает Шаргунов.

Вместе с тем, по его мнению, потенциал для работы с протестными регионами есть не у всех московских оппозиционеров.

«Очень многие производят впечатление либо номенклатурных, либо гламурных деятелей. Но среди лидеров протеста есть личности, которые страдают с народом. Чтобы всерьез этим заниматься, нужно всерьез сострадать гражданам. Это не должно быть позой, рисовкой. Это должно быть сутью убеждений. Если есть искренность, сопереживание своему народу, тогда будут и встречные действия народа, произойдет смычка адекватных политиков и обычных граждан. А там, где есть место чванливости и снобизму, этой смычки, конечно, не произойдет. Даже если и приедет несколько надушенных гламурных персонажей, они не найдут общего языка с людьми», — уточняет писатель.

Со своей стороны журналист и политолог Григорий Каковкин убежден: внутриполитическая ситуация переформатировалась настолько, что власть, наоборот, должна помогать возникновению оппозиционных лидеров, которые бы взяли на себя ответственность за протест. По его мнению, Путину очень нужно сильное протестное движение с авторитетными лидерами, потому что оно по крайней мере избавит его от протестного хаоса, который может захлестнуть всю Россию. А с протестным хаосом что-либо делать абсолютно невозможно.

«С оппозицией, если она включена в какую-либо структуру и имеет лидера, можно договариваться. С протестным хаосом — нет», — подчеркивает эксперт, отмечая, что в настоящий момент власть делает все, чтобы реальные оппозиционные лидеры не появлялись.

Кризисные явления в стране только нарастают, уверен Каковкин. В качестве примера того, что система дает сбои по самым элементарным вопросам, политолог рассказал, какие сложности происходят с выплатой повышенных «путинских» зарплат военным.

«Там полная неразбериха: некоторые люди получили деньги, и очень большие, перед выборами, а сейчас вообще не получают ничего. Одним офицерам начислили зарплату в 53 рубля, а другому — 200 млн рублей. Произошла централизация армейских выплат, и теперь офицеры не знают, как получить зарплату, потому что зарплата теперь начисляется в Москве, и все вопросы, соответственно, надо решать там же. И таких сотни человек. Вроде бы централизацию провели для минимизации коррупции и откатов, то есть из благих побуждений, но власть не может технически обеспечить своевременную выплату», — рассказывает собеседник «Особой буквы».

По мнению Григория Каковкина, протестное движение в столице вскрыло бочку недовольства. Благодаря антиправительственным выступлениям в Москве был легализован сам процесс протеста. То есть все население РФ получило знак: можно и нужно защищать свои права, нужно противостоять, нужно говорить правду. И теперь на любой просчет, нарушение прав, случаи произвола со стороны властей обязательно будет следовать активная реакция людей.

«И поэтому уже не важно — есть сегодня в столице митинги или нет, будут они многочисленные или малочисленные. Ситуация уже состоялась — протест легализован. Люди понимают, что надо выступать, и они это делают. Поэтому сегодня Владимир Владимирович получил протест в тех регионах, в которых и не предполагал. Раньше в России было одно Пикалево. (Напомним, туда Путин лично приезжал «разруливать» волнения рабочих. — Ред.) А сегодня этих пикалевых будут тысячи во всех субъектах Федерации», — рассуждает Каковкин.

Россия находится только на заре протестного движения, продолжает он. Все понимают, что эти явления носят отнюдь не временный характер. Напротив, мы видим устойчивую тенденцию, и власти будут захлебываться в этом протесте. Ни региональная, ни федеральная элиты не способны справиться с такой мощной волной, которая их ждет. Волной, которая порождена не только какими-либо преднамеренными действиями руководства, но и их глупостью и случайными стечениями обстоятельств одновременно.

«Механизмы власти до такой степени зацентрализованы и не отлажены, что государство не в состоянии будет справиться с той стихией протеста, которая поднимется в ближайшие путинские два-три года. А дальше еще не известно, во что все это выльется, на мой взгляд, так как власть не может решить элементарные задачи, которые перед страной ставит время», — резюмирует политолог.

 

Материал подготовили: Елена Боровская, Александр Газов

Комментарии

крепостной Вадим, сельцо
Да Вы абсолютно правы. Предлагали же уйди мирно, но боится суда справедливого НацлидЭр. Где и как полыхнет незнаем. После иннаугурации
Вы увидите всю жестокость «элиты». «За Родину» они будут убивать, если потребуется.
Короче говоря готовьтесь граждане РФ. Я бы обязательно купил травматику, на всякий пожарный случай.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.