Электростанция, работавшая в штатном режиме, закрывается для профилактики примерно на 70 дней. Однако велика вероятность, что этот реактор окажется законсервированным на неопределенно долгое время. После аварии на АЭС «Фукусима-1» для проверки были остановлены более 50 атомных реакторов, работавших в Японии. Но по окончании диагностики местные власти возражали против их пуска.
В середине апреля 2012 года правительство Японии впервые после аварии на «Фукусиме» признало необходимость запуска двух остановленных на профилактику реакторов АЭС «Оои», принадлежащей компании Kansai Electric Power. Министр экономики и промышленности Юкио Эдано отметил, что «правительство исходит из необходимости обеспечить стабильное энергоснабжение». Главным доводом в пользу перезапуска третьего и четвертого реакторов АЭС «Оои» стала реальная угроза нехватки электроэнергии в промышленном районе Кансай, к которому относятся Осака и Киото.
Стоит отметить, что атомные электростанции давали 30 процентов потребляемой Японией электроэнергии.
Для высокотехнологичной страны с современной инфраструктурой достаточное количество электроэнергии — необходимое условие существования. Проблема в том, что генераторов, соединяющих высокую производительность и абсолютную безопасность, не существует.
Солнечные и ветровые электрогенераторы недостаточно эффективны. Строительство ГЭС приводит к затоплению больших территорий, а также к поднятию уровня грунтовых вод, к засолению и осолонцеванию почв и изменению климата в регионе. Выбросы тепловых электростанций загрязняют атмосферу. Атомные электростанции считаются относительно безвредными и действительно являются таковыми, если соблюдаются требования техники безопасности. Но последствия катастрофы на АЭС могут быть поистине апокалиптическими.
С вопросом о перспективах атомной энергетики мы обратились к журналистке Надежде Поповой, специализирующейся на этой теме.
Вспоминая события, связанные с аварией на АЭС «Фукусима-1», Попова отметила, что власти Японии скрывали, в частности, факт распространения радиоактивного заражения: причем уровень заражения был таков, что следовало переселять «Большой Токио». И катастрофа, и, с другой стороны, попытка властей замолчать ее истинные масштабы спровоцировали антиатомную истерию в японском обществе, но со временем волна улеглась.
«Думаю, пройдет какое-то время — и Япония не сможет прожить без атомной энергии», — считает Попова. По ее мнению, японские энергетики будут делать ставку на реактор на быстрых нейтронах.
Перспективы российской атомной отрасли Попова оценивает негативно: «Пока во главе Росатома стоит Сергей Кириенко, ни о какой безопасности говорить не приходится». Коррупция, использование некондиционного оборудования и «дырявая» защита стали неотъемлемыми составляющими российской атомной энергетики. При этом новые мощности вводятся в строй крайне медленно — за последние шесть с половиной лет в РФ были построены только два новых энергоблока, отмечает наша собеседница.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии