На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

21 января 2025

Общество

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Порой в российском обществе паранойя становится нормой психического здоровья

Елена БОРОВСКАЯ,

«Особая буква»

Популярная политическая демонология

Почему-то сложилось, что у нас друг о друге принято думать априори плохо. Все подозревают всех во всем и в самом худшем. Если оглядеться — вокруг одни демоны бродят, и вообще мы в аду живем.
Популярная политическая демонология 17 мая 2012
Кто-то помог перейти улицу старушке — значит, этот кто-то хочет с какой-то целью представить себя в положительном свете. Ребенку конфету дал, детскую секцию организовал — точно дело нечисто, педофилией попахивает. Ямами на раздолбанной дороге возмутился — продался американскому Госдепу. Мы удивляемся, что у нас в судах принцип презумпции невиновности не работает, а получается, что он нам вообще непонятен, ментально чужд.

 

«Конспирология — враг разума. Лженаука ХХI века. По сути, конспирология — это раздутый до абсурда принцип «Ищи, кому выгодно». Вот конспирологи, выясняя причину события, и ищут «кому выгодно», зарываясь в беспросветные дебри. Уходят, так сказать, в зону сумерек... Потому что оказывается:  «выгодно» всем и никому одновременно… У народа есть своя детская, народная конспирология. У интеллигенции — своя, настоянная на избыточной начитанности. Конспирология служит оправданием трусости: если судьбы мира вершатся за кулисами, значит, роль человека действия ничтожна — он лишь игрушка в руках тех, кто всегда «за кадром». Зачем тогда и действовать? Действие лишается смысла. Распад воли, декаданс, гниение души — вот почва, из которой вырастает лженаука конспирология. Значит, надо менять почву. Революция сознания (о которой так часто и всуе говорят те, кто никакую революцию делать не собирается) и будет на самом деле заключаться в уничтожении сумеречного, конспирологического типа сознания. Во имя торжества солнечной ясности», — писал когда-то один из идеологов НБП, известный журналист и общественный деятель Владимир Линдерман.

Если провести всероссийский референдум по вопросу «Кто во всем виноват?», на результат, который мы получим, можно будет сразу заводить большое уголовное дело о разжигании ненависти и розни по статье 282 Уголовного кодекса РФ. Потому что ответ большинством голосов будет таков: жи…ы и пид…сы во всем виноваты. Далее по нисходящей в рейтинге будут следовать американский Госдеп, российская «кровавая гебня», «беглый олигарх Березовский», чеченские сепаратисты, «оранжисты», фашисты и прочие демонические сущности. А также (из совсем модного) — хипстеры в норковых шубах, которые слили последнюю революцию на Руси.

От общественности ни в коей мере не отстает элита: подозревать своих политических оппонентов в самых страшных грехах — почти что хороший тон.

О том, что провокаторы из оппозиции готовят стычки с правоохранительными органами на митингах и «сакральную жертву», заявил в феврале Владимир Путин на встрече с представителями «Народного фронта». «Они хотят каких-то стычек и к этому всячески подводят. Готовы даже сами принести кого-то в жертву и обвинить в этом власти», — сказал тогда еще премьер. Он также добавил, что «они» пытаются применить данную тактику уже 10 лет, «прежде всего те, кто за границей сидит. Точно вам это говорю. Это мне известно. Даже ищут так называемую сакральную жертву из числа каких-нибудь заметных людей. Сами «грохнут», извините, а потом будут власть обвинять», — убежден Владимир Владимирович.

Конкретную сакральную жертву спустя некоторое время обнаружила член Общественной палаты, экс-комиссар движения «Наши» Ирина Плещева в полемической беседе с депутатом Геннадием Гудковым для «Комсомольской правды». Приготовленным оппозицией для заклания агнцем, по мнению госпожи Плещевой, оказался Олег Шеин, голодавший против фальсификации выборов астраханского мэра. Широкую общественную поддержку голодовки Шеина член ОП РФ определила не иначе, как «шантаж и провокацию», на которые сами оппозиционеры, будучи на месте Путина, не поддались бы. К возможности же какого-либо диалога со стороны премьера госпожа Плещева отнеслась скептически, считая это «уступкой», которая приведет к тому, что «потом сядут на шею».

Особенное же подозрение у Плещевой в ходе всей дискуссии вызывало «подозрительно бодрое» поведение Шеина. Однако она удержалась от афоризма в стиле жены Януковича, которая во времена украинской «оранжевой революции» уличала оппозиционеров, что те едят присланные из Америки накачанные наркотиками апельсины. И правильно промолчала — то, что российские активисты на «печеньках» сидят, уже на НТВ рассказали в фильме «Анатомия протеста».

Правда, потом Олег Шеин вышел из голодовки, и «заклание» не состоялось. Однако в настоящий момент на роль «сакральной жертвы» снова претендует лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, госпитализированный из спецприемника из-за резко ухудшившегося состояния в ходе сухой голодовки. Но такие перспективы для власти, судя по всему, теперь видятся куда менее опасными, нежели нахождение Удальцова на свободе, пока в столице идут «Народные гулянья». Поэтому оппозиционера, которого помимо отбытия им очередных 15 суток собираются этапировать в Ульяновск для разбирательства по делу о якобы избиении им активистки «Молодой гвардии», обвиняют в симуляции.

Несистемная оппозиция, впрочем, тоже в долгу не остается, всячески демонизируя Кремль. Режим — антинародный, власть — продажная. В «Единой России» тотально сидят «жулики и воры», по которым всеми своими статьями рыдает Уголовный кодекс. Путин — «кровавый тиран» и «ботоксный бабайка», которого завербовали немецкие спецслужбы во время его работы в Германии. Возглавляемый им пресловутый кооператив «Озеро» еще в 90-е спланировал захват власти в РФ исключительно с целью легализации незаконного обогащения. И так далее.

А вот лидер КПРФ Геннадий Зюганов явно пытается объять необъятное. В горячую предвыборную пору он одновременно заявлял и об «антинародном режиме», с которым борется партия, и об «оранжевой чуме», с которой коммунистам не по пути. Однако если вспомнить, что коммунистические идеологи во все времена проявляли склонность к конспирологическому концептуализму, нет ничего удивительного, что порой враги подступают со всех сторон.

С выборами, будь они неладны, вообще творится чертовщина. Председатель Центризбиркома Владимир Чуров, если судить по обилию самодельных плакатов «рассерженных горожан» на оппозиционных митингах, достиг воистину нечеловеческой степени одиозности. Главный обманщик, фальсификатор и слуга преступной власти. Сам Чуров также пребывает в глухой обороне от «врагов России», в упор не видя многочисленные нарушения на выборах и отвечая на все претензии контробвинениями в подтасовке доказательств. Его борода, которую он в начале предвыборной кампании пообещал сбрить, если выборы будут нечестными, похоже, стала только гуще.

В отличие от Чурова Рашид Нургалиев вроде и не отрицал наличие проблем в своем ведомстве. Однако таковые как бы не производят на министра МВД впечатления. «Кругом зло, враги, тролли и клеветники, а я перед вами в форме стою красивый», — так охарактеризовали в соцсетях выступление Нургалиева в Госдуме в связи со скандалом в Казани, где вопреки всем переаттестациям умер изнасилованный бутылкой в полицейском отделе мужчина. Когда стало беспощадно ясно, что новоявленные полисмены пытают ничуть не хуже и не меньше, чем прежние дореформенные «менты», и встал закономерный вопрос, а что же случилось с реформой МВД, Рашид Гумарович сослался на большой объем проведенной работы, пытки и прочие нарушения в американской полиции и «чрезмерное информационное давление» на сотрудников органов внутренних дел.

А вскоре на новостных лентах появилось известие — в МВД будет создана структура, уполномоченная следить за тем, что пишут о полиции в СМИ. Кознями журналистов, вознамерившихся скомпрометировать главу министерства, была объяснена и необходимость засекречивания данных расследования ДТП на Калужском шоссе с участием служебного автомобиля, везшего супругу министра, в результате которого погибли двое рабочих. Оказывается, журналисты виноваты в том, что личная охрана Нургалиева некрасиво и незаконно изъяла дело о ДТП. Понимаете — заговор.

При таком допущении неудивительно:  в день визита министра в Госдуму полиция усилила меры безопасности вокруг здания парламента настолько, что возмутились сами депутаты. Нургалиев объяснил это некой оперативной информацией. В некотором роде она подтвердилась — у входа в Думу был «нейтрализован» целый один мужчина с плакатиком «Менты убили мою дочь».

В целом тенденция понятна: вместо того чтобы признавать собственные ошибки, гораздо проще пенять на заговор. Логика взаимоотношений власти, оппозиции и общества проста: мы хорошие, а они плохие, у нас высокие мотивы, а у них — шкурные. Годятся все обвинения вплоть до пития крови христианских младенцев.

Еще для примера: «Коммерсант» задал вопрос Дмитрию Медведеву о том, почему бы не сделать ставку в борьбе с коррупцией на людей, которые профессионально занимаются этим в Интернете, в связи с чем был упомянут Алексей Навальный. Однако Медведев заявил, что есть «реальные борцы с коррупцией, которые движимы альтруистическими побуждениями, а для кого-то это политическая программа, иногда даже, по сути, политическая авантюра, когда за антикоррупционной риторикой стоит желание просто создать свой политический капитал».

Навальный — это вообще двойной агент. По растиражированной версии властей, он агент пресловутого Госдепа, и тому имеется доказательство — Алексей некоторое время учился в США. По версии конспирологов от оппозиции, Навальный — агент Кремля: он слишком подозрительно быстро поднялся, слишком популярен. Поверить в то, что это честный парень, который на самом деле ненавидит коррупцию, для которого власть может быть не целью, но средством, очевидно, может только «электорат» (синоним — простофили, профаны, тупой). Кстати, тезис о борьбе за власть ради власти — это тоже симптом конспирологического параноидального мышления.

Стоп. Но ведь они не лгут. Владимир Путин честно уверен, что недовольство российской властью и акции протеста инспирируются из-за рубежа. Юрий Лужков честно убежден, что талантливому предпринимателю Елене Батуриной административный ресурс мужа только мешал. Рашид Нургалиев считает, что против МВД и него лично идет пиар-кампания по очернению. Иерархи РПЦ также верят в заговор против православия со стороны «агрессивных либеральных сил» после ряда скандалов, связанных с жесткими высказываниями церковников и глупыми действиями сотрудников собственной пресс-службы, стерших в «фотошопе» дорогие часы на руке Патриарха, но забывших убрать их отражение. Владимир Чуров «знает», что видеозаписи, запечатлевшие нарушения на выборах, смонтированы и вообще снимались где-то на блатхате. Медведев после декабрьского митинга на Болотной площади расфолловил у себя в «Твиттере» телеканал «Дождь» (после выборов президента, правда, опять зафолловил).

Они не лгут. Они искренне считают, что они не делают ничего плохого, не ошибаются, а вокруг плетутся заговоры и злые умыслы. Как бы их оппонентам ни хотелось бы уличить ту или иную персону в циничной лжи, шкурных интересах и заведомом злодействе — это не так. Повседневный ужас российского бытия заключается в том, что все это абсолютно искренние мнения.

И получается: кругом враги и заговорщики и все друг другу и государству своему зла желают.

Но ведь на самом-то деле, если вспомнить золотое правило «бритвы Хэнлона» — никогда не приписывать злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью, — реальность оказывается скучной до убожества. Демонов и гламурных злодеев вытесняют из материального мира в сферу пропагандистских клише и комиксов обычные унылые люди, у которых стресс на работе, начинающийся панкреатит или кризис в семейных отношениях. Они не считают себя злыми, более того — они честно хотят как лучше и душой болеют за отечество. Только вот на реализацию благих побуждений у них не хватает знаний, фантазии, смелости, а также времени и средств.

И в итоге на один по-настоящему заведомо злой умысел приходится миллион событий, произошедших по причине непрофессионализма, безответственности и конформистской мотивации тех товарищей, которые находятся не на своем месте. Традиционно на ответственные должности у нас принято ставить человека «своего», «надежного» ввиду его предсказуемости, а не по принципу профессиональных качеств. И мы имеем безрадостную картину того, что чиновники на подведомственных территориях процессы не только не контролируют, но и не понимают, а потому и сделать ничего не могут даже при самых лучших побуждениях.

И Чуров, Нургалиев и иже с ними — не демоны, так же как и среди оппозиции нет агентуры Аллена Даллеса, который, по расхожей легенде, уже полвека уничтожает Советский Союз.

Но есть один настоящий, самый страшный заговор против России — это восприятие условным чиновником людей не как полноценных, сознающих себя и окружающую реальность граждан, а как некую аморфную темную массу, удобно именуемую «народом», которой нельзя доверять даже самое себя. Расхожее словечко «быдло» очень симптоматично для российского общества. В этом плане становление института подлинного гражданства в нашем евразийском государстве находится пока в зародыше.

 

Материал подготовили: Елена Боровская, Александр Газов

Комментарии
otr-gn@yandex.ru
Противоречие в любом нормальном обществе; были,есть и будут,единственно,те кто контролирует процессы переливания всегда
должен помнить и отслеживать-чтобы чаши были всегда ровными
для соблюдения балансировки ! А у нас этого пока нет!! !
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости