На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

22 ноября 2024

Общество

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Подведем предварительные итоги всего того, что произошло в России после Болотной 6 мая

Елена БОРОВСКАЯ,

«Особая буква»

Гайки слетели настолько, что начали закручиваться

Вместо компромисса с обществом власть выбирает путь эскалации. Контрольная точка невозврата, после которой переговоры станут невозможны, почти пройдена. Впрочем, судя по действиям властей, они уже для себя все решили и свой Рубикон уже перешли.
Гайки слетели настолько, что начали закручиваться 24 мая 2012
Последние четыре года мы прожили под мороком грозящей либерализации, которая вот-вот может наступить, потому что во власти есть некто, разделяющий демократические ценности. Разворот тандема из позиции «Медведев — Путин» в позицию «Путин — Медведев» освежил головы: сны когда-либо оканчиваются, приходит время просыпаться. Однако реальность событий мая 2012 года, стремительно разворачивающихся на наших глазах, оказалась запредельнее уже привычной кафкианщины. Агрессивная реакция Кремля на события общественной жизни поражает. Незаконные аресты и суды, провокации, уголовно наказуемые деяния вроде кражи кассы оппозиционеров, наглая и очевидная ложь — то, что ранее применялось выборочно и по возможности втихаря, сегодня делается все сразу и демонстративно. Сторонники применения силы открыто поощряются. Ни о каком диалоге и разумных компромиссах речи уже не идет, потому что нельзя назвать уступкой снижение «потолка» инициированных «Единой Россией» штрафов за нарушения на митингах с 1,5 млн до 300 тыс. рублей и 10 суток неправосудного ареста вместо ожидаемых 15. Как будто уже объявлена война, причем война, не отягощенная регламентами, соблюдением договоренностей и прочими правилами ведения боевых действий, а война дикарская, когда для того, чтобы сожрать противника, годятся абсолютно все средства.

 

В отношении гаек в русском языке есть как минимум два актуальных для текущего момента эвфемизма. И хотя они звучат как взаимоисключающие, тем не менее тактика власти в последние дни продемонстрировала, что выражения «слетели гайки» и «закрутить гайки» можно единовременно применить на один и тот же объект. То, что где-то в глубинах кремлевских механизмов гайки слетели настолько, что начали закручиваться, можно констатировать со всей очевидностью. И, судя по остервенелости гайковерчения, уповать на какие-то разумные компромиссные шаги со стороны власти не приходится. Любые примиренческие заявления делаются только как пропагандистские уловки, которые тут же дезавуируются противоположными действиями.

6 мая произошли волнения, которых легко можно было избежать. Достаточно было, во-первых, следовать согласованному плану проведения митинга, то есть не перегораживать весь сквер на Болотной площади, что искусственно создало затор и давку. 

Во-вторых, не нагонять ОМОН из других регионов, зрелище толп которого, в боевой экипировке и поигрывающего дубинками за спинами шеренг ВВ-шного «мяса», вряд ли способно настроить протестующий народ на дружеский лад. 

В-третьих — но это, оговорюсь, только версия, — действия настоящих провокаторов могли быть спланированы именно для того, чтобы сорвать сценарий мирной сидячей забастовки, который, безусловно, был заведомо известен компетентным органам. Это очень характерная тактика.

Полиция могла обойтись без всего этого, и тогда митинг на Болотной остался бы всего лишь очередным митингом на Болотной, и даже сидячая забастовка оказалась бы не более чем забастовкой в фонтане на Пушкинской площади.

Однако произошло то, что произошло, и мы поимели радикальную эскалацию истерики с поиском виноватых и обличением «деструктивных антиправительственных сил», прятаньем избитых на митинге полицейских и замалчиванием данных по пострадавшим протестующим, возбуждением уголовных дел и потенциальными новыми политзаключенными среди оппозиционных активистов.

Руками полицейских-исполнителей власть пытается обезглавить протест и лишить его материальной базы. Поэтому были задержаны на «народных гуляньях» и по сфабрикованным протоколам о неподчинении «законным требованиям полиции» Удальцов, Навальный, Яшин. Поэтому оппозиционерам не дали собрать свое имущество при разгоне «ОккупайАбая» на Чистых прудах, а в лагере на Кудринской площади отобрали провиант и кассу добровольных пожертвований (около 250 тыс. рублей, по данным депутатов, из которых около 120 тыс. было собрано на «прогулке литераторов», о чем было объявлено публично). Напомним, ведшиеся поначалу переговоры о возврате денег закончились среди ночи официальным заявлением ГУВД о непричастности полиции к исчезновению кассы вопреки массе свидетельств, в том числе документальных. 

А вот признавать очевидное — что протест организуется по горизонтальному принципу, то есть без привязки к тому или иному физическому лицу, — полицейскому начальству также никак нельзя, потому что иных относительно бескровных схем борьбы с протестующими пока нет.

Также удивительно происходящее в текущий момент, а именно — запрос в ФСБ единоросса Ильи Костунова на проверку финансирования проектов Алексея Навального. «Яндекс», разумеется, уже выступил с опровержением, а представители Навального назвали представленные Костуновым документы подделкой. Но оторопь вызывает именно то, что все это происходит четко по схеме с подставным сотрудником «Яндекса» в качестве «источника информации», расписанной во взломанной и давно обнародованной хакерами Anonymous электронной переписке «Наших». Костунов, кстати, не так давно являлся директором форума «Селигер» и куратором «Наших». И это не первый случай реализации схемы из переписки активистов прокремлевского движения — конкретно фишка с «печеньками» и некоторые другие приемы по дискредитации оппозиции были описаны там еще до выхода фильма «Анатомия протеста».

А какими милыми вещами сопровождалась «прогулка литераторов»! Сам председатель Мосгордумы Платонов предостерег накануне от участия в акции, а МЧС вместо синоптиков вдруг выступило со штормовым предупреждением, заявив, что в столичном регионе ожидается такая непогода, что ветром будет срывать крыши и гаражи-«ракушки». Надо напоминать, что «прогноз» не подтвердился?

В борьбе с лагерем «ОккупайАбай» на Чистых прудах федеральные телеканалы с подставными «недовольными бабушками», муниципальные чиновники и Басманный суд проявили исключительную сплоченность и скоординированность. Мерзкие инсинуации в адрес оппозиционеров в том, что те якобы «испражняются на газонах», сопровождались учинением препятствий по установке мобильных туалетов — как под предлогами типа «неэстетичности», так и без каких-либо объяснений. Точку поставил экстренно мобилизованный Басманный суд, принявший беспрецедентное с правовой точки решение о немедленном разгоне лагеря и выставивший безумный «счет» в 20 млн рублей за якобы вытоптанные газоны. 

Официальное лицо, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что при разгоне оппозиционеров надо было размазать по асфальту их печень. Это что, адекватно? Откуда это? Какое будущее нас ждет с таким подходом? Они там, в Кремле, друг друга специально накручивают, что ли? «Презервативы (то есть белые ленты) нацепили», — говорит один другому. «Печень на асфальте», — отвечает тот. Это что, игра «в ассоциации» на тему «оппозиция»?

Глядя на Пескова в частности и оголтелую реакцию на мирные «народные гулянья» чиновничества в общем, закрадывается мысль, что стратегическое решение о силовой и бескомпромиссной зачистке оппозиции наверху уже принято, что Рубикон уже перейден и конструктивный диалог отныне невозможен. Но только Путин не Гай Юлий Цезарь, оппозиционеры не сенаторы республиканского Рима, а в нашем Рубиконе уже плавали каски и бронежилеты омоновцев, после того как 6 мая полиция применила силу к демонстрантам.

«По мере приближения катастрофы система принимает все больше решений, которые способствуют катастрофе, и эти решения все более резонансны», — написала Юлия Латынина в своей статье с символическим названием «Они охренели», опубликованной на днях в «Новой газете». 

Что дальше ожидать, если власть продолжит в том же духе? Будут запрещены фестивали (уже отменили книжный фестиваль на Таганке), пикники и любые иные формы подозрительной активности? Будет лицензировано владение палатками, тентами, зонтами и иными аналогами крыши над головой, тем более что единая всероссийская крыша у нас уже имеется? Будет запрещено есть и пить на улицах, угощать других, как происходило на Кудринской площади? Тут Онищенко обоснует. Найдет нанопыль в московском воздухе, которая оседает на бутербродах. Которая вреднее, чем табакокурение. От которой кайф круче, чем от запрещенных недавно Роспотребнадзором семян петрушки. 

Ну и далее — приравнять белый цвет к экстремистской символике и изъять из триколора (что делалось в некотором роде в Астрахани, когда на провластном митинге раздавали воздушные шарики красные и синие, а за белые шарики задерживали). Перекрашивать снег, распыляя реагенты, когда по зиме экстремисты начнут лепить политических снежных баб…

Чем на все это ответит общество? То, что протест удастся подавить силовыми плюс пропагандистскими методами, — это 146-процентная иллюзия. Но когда власть это осознает, для нее самой это может быть уже фатально поздно. Ну не найдется на каждого гражданина по оперативнику-антиэкстремисту, даже если все население зачислить в базы неблагонадежных, пасти, прослушивать и шмонать. Проще уж сразу объявить всероссийскую контртеррористическую операцию. Только — а смысл?..

 

Материал подготовили: Елена Боровская, Александр Газов

Комментарии
Meinhof
И послесловие добавление от автора:
Отчего слетели гайки, в общем-то, понятно. Достаточно было посмотреть, как Путин «благословлял» новое правительство – как будто посылая министров на верную гибель. Говоря об условиях, в которых свежесформированному кабмину предстоит работать, президент сказал с долгой, мучительной паузой: «Ситуация в мировой экономике складывается… неопределенная»… Такие слова, произнесенные в присутствии СМИ, говорят о многом. Надвигающийся экономический кризис и прогнозы радикального снижения цен на нефть – перспективы невеселые. В таких условиях оживившаяся оппозиция, в деятельности которой привычно ищут происки внешних недоброжелателей в ущерб анализу собственных ошибок, вряд ли будет восприниматься властью иначе, как внутренний враг. Но такой подход не сулит России ничего хорошего.
крепостной Вадим, сельцо
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости