— Насколько сказанное Сергеем Асланяном в эфире радиостанции «Маяк» было оскорбительным для мусульман?
Для мусульман худшее оскорбление — оскорбление пророка. И в мировой практике достаточно примеров, когда люди, позволившие себе такое, очень плохо заканчивали. В уголовном кодексе некоторых исламских стран есть специальная статься за оскорбление Мухаммеда. И если бы Сергей позволил бы себе подобное, к примеру, в Пакистане, он очень скоро оказался бы за решеткой. К таким вещам мусульмане относятся очень серьезно.
Религии оскорблять вообще опасно для жизни. Тем более делать это вот так, походя, на пустом месте. Ладно бы журналист был профессиональным борцом с исламом — такие люди есть, и в немалом количестве. Но они отдают себе отчет, чем занимаются и чем рискуют. Просто же так оскорбить религию, будучи при этом обозревателем по автомобильной тематике, на мой взгляд, не самый умный поступок.
— Почему мусульмане считают возможным для себя наказывать обидчика подобным образом? И дело ли это рук религиозных фанатиков или умеренных мусульманин так же способен на насилие в случае, если кто-то столь неуважительно высказался по поводу его религии?
И умеренные мусульмане радости от подобных оскорблений не испытают. Но для них это будет поводом обратиться в суд, как и предлагали сделать в Татарстане. В суд пойдут и православные.
Другое дело, что православие на протяжении всех советских лет оскорблялось активно и часто. У людей к подобным нападкам уже возник какой-то иммунитет. Исламу советская атеистическая пропаганда большого внимания не уделяла. И для мусульман оскорбление их веры не в порядке вещей. Да и доля радикалов среди них значительно выше, чем в христианстве.
— Подобные оскорбительные высказывания дают козырь в руки исламских религиозных радикалов, помогая им вербовать сторонников среди умеренных мусульман?
Конечно, такие случаи и наказание обидчика играют на руку радикалам. Они всегда могут сказать умеренным верующим, что могут защитить религию. В то время как умеренные терпят оскорбления и пытаются решить вопрос в рамках немусульманского, светского закона. Сегодня вообще умеренные мусульмане переживают не лучшие времена.
— Обошлось бы без крови, если бы Сергей, как ему и советовали родные и близкие, на следующий же день извинился перед мусульманами за сказанное?
Сложно сказать. Когда-то извинения принимаются, когда-то нет. К примеру, в Казахстане была выпущена водка, на пробке бутылки которой было написано «Аллах». Это тоже оскорбление. В результате директор завода публично извинился, и его простили. Не извинился бы — могли бы быть серьезные последствия.
Но вполне возможна ситуация, когда извинения могут быть элементарно не услышаны, когда оскорбленный мусульманин просто не узнает, что они принесены.
Лучший способ этого избежать — не произносить оскорблений вообще. Как в отношении ислама, так и в отношении других религий.
Материал подготовили: Сергей Шурлов, Александр Газов
Комментарии