Напомним, все началось с того, как 20 июня дагестанец — владелец местной пилорамы — и его племянник повздорили в поселковом кафе с местными жителями и были побиты. В пятницу в Демьяново приехали 30—40 земляков пострадавшего, многие из которых вооружились огнестрельным оружием, вплоть до автоматов. Им противостояли около сотни местных жителей. Видеозапись «разборки» с руганью и стрельбой попала в Интернет и произвела ожидаемо мощный эффект. Местная полиция то ли не смогла, то ли не пожелала прекратить конфликт. Как сообщают некоторые очевидцы, дагестанцы стреляли по русским из-за спин полицейского оцепления. Трое местных жителей получили огнестрельные ранения.
По событиям в Демьянове было возбуждено несколько уголовных дел: о хулиганстве и применении насилия в отношении представителей власти, об умышленном уничтожении имущества (сгорели пилорама и поселковое кафе, принадлежащие гостям с юга) и о побоях, нанесенных дагестанскому предпринимателю. Полиция задержала двоих подозреваемых, оба — местные жители. Это вызвало новую волну возмущения народа. Демьяновцы собрались на стихийный митинг, на котором потребовали освободить задержанных и выселить кавказцев.
В настоящее время поселок фактически оккупирован ОМОНом, поэтому новых столкновений не отмечено. Однако осадное положение не может длиться вечно, да и не хватит ОМОНа на то, чтобы «принудить к миру» полстраны. Столкновения, подобные тому, которые вспыхнули на минувшей неделе в Демьянове, происходят в России с завидной регулярностью.
Мнения наших экспертов о причинах и методах предотвращения подобных столкновений резко разделились.
Так, глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль не склонен искать в событиях, произошедших в Демьяново, национальную подоплеку. Он считает, что имела место борьба за экономические активы: «Существовало давление на хозяина пилорамы, чтобы он освободил имущество и уехал куда-нибудь».
«Не так давно было столкновение в другом месте — атака на некое село, не помню, где оно было, возможно, это как раз была Сагра. Там в результате выяснилось, что приехавшая группировка была не столь национальная, а разбавленная, там были и славяне, — говорит Джемаль. — Там была конфронтация двух мафиозных групп. Я не исключаю, что такое имеет место и здесь».
Национальная составляющая конфликта, считает исламский философ, искусственно педалируется рядом СМИ, а также некоторыми элементами во властных структурах. Это делается якобы для того, чтобы скрыть от общества свершившийся факт — возврат к практике «лихих 90-х» и силовым методам решения хозяйственных споров. В эпоху «бригад» противоборствующие группировки зачастую были сформированы по национальному признаку, однако их вражда коренилась не в политических идеалах, а в экономических интересах.
Правоохранительные структуры, по мнению Джемаля, занимают провокационную позицию:
«С одной стороны, они уверяют, что ничего страшного не произошло, не было никакого столкновения, а с другой — потихоньку подзуживают общественное мнение и нагнетают обстановку. Это надо специально наводить зум. Таких событий будет очень много по мере нарастания кризисных экономических явлений».
Противоядием от межнациональных столкновений наш собеседник видит «старый классический интернационализм «низов» против «системы»:
«Виновата всегда система, потому что она является главным актором, активной частью, а остальные являются фигурантами в пьесе, которая пишется наверху».
Напротив, Владимир Тор, один из руководителей Национально-демократической партии, считает события в Демьянове результатом последовательной антирусской политики властей:
«Конфликтам, подобным произошедшему, несть числа. Сценарий везде и всегда один и тот же. Происходит нашествие гостей с Кавказа, которые устанавливают своих порядки, захватывают контроль над местными производствами, торговлей, «злачными местами». В конце концов это неизбежно вытекает в национальный и социальный конфликт. Бессмысленно называть эти конфликты бытовыми и замалчивать национальную составляющую».
Тор отмечает, что «полиция не вмешивается своевременно, даже когда гости с Кавказа приезжают вооруженные осуществлять карательные акции».
«То, что уголовные дела в таких случаях возбуждают только в отношении русских, — это позор, — подчеркивает Тор. — Власть откровенно плюет на русские национальные интересы, она не заинтересована в защите русских на Русской земле, она откровенно занимает сторону пришельцев. Это отольется власти серьезными проблемами в недалеком будущем».
Избежать нарастания межнациональной напряженности можно, уверен политик. Для этого необходимо прекратить практику поощрения переселения кавказцев в центральные области РФ и применять нулевую толерантность к правонарушителям.
«Нужно проводить такую политику, чтобы приезжали люди, которые хотят работать, а не только властвовать над местным населением», — полагает Владимир Тор.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии