На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

26 декабря 2024

Общество

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Политическая эмиграция. Письмо в поддержку Pussy Riot. Развитие современной литературы

Сергей ШАРГУНОВ,

писатель

Вся моя юность пришлась на правление одного человека

Еженедельная передача «RESET.ПЕРЕЗАГРУЗКА». Ведущий — обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Лев Гулько
Вся моя юность пришлась на правление одного человека 4 июля 2012
Один известный человек, которого называли идеологом Кремля, в 2000 году на банкете в штабе Владимира Путина поднял бокал за обожествление власти. Такова логика режима. Он старался быть абсолютно неприкасаемым, быть над. Этим объясняются всевозможные репрессии, подавления оппозиционеров, попытки их маргинализировать. Но сейчас сакральность нарушилась. Власть воспринимается нелепо, как собрание неадекватных людей, которые просто расхищают доходы от нефтегаза.

Надо ли оппозиционерам по примеру Долматова покидать Россию?

Лев Гулько: Здравствуйте. Наш сегодняшний гость — Сергей Шаргунов, писатель, инженер человеческих душ, как говорили раньше.

Сергей Шаргунов: Здравствуйте, Лев.

ЛГ: Как всегда, у нас три темы. Как принято в нашей программе, говорить мы будем о вечном. И начнем, пожалуй, с роли оппозиции. Вот активист «Другой России» Александр Долматов попросил политического убежища в Голландии. Многие потенциальные подозреваемые по делу о беспорядках на Болотной также намерены переждать давление подальше от Следственного комитета. Естественно, что в Интернете, да и просто так, пошли разговоры: почему уезжают? Надо ли уезжать? Вот они уезжают, а другие остаются. Они могут, а эти не могут.

СШ: Мне кажется, есть принципиальная разница между ситуацией, когда у человека все более-менее благополучно (по крайней мере заключение за решетку ему не грозит), но он все-таки предпочитает жить в другом месте. Это вопрос мировоззренческий и отдельный. Совсем другое, когда человеку светит срок, когда его должны заключить под стражу и он понимает, что все это уже очень близко.

Похожая ситуация была с двумя молодыми людьми, которые вывесили в свое время растяжку (летом 2005 года) на гостинице «Россия»: «Путин, уйди сам!». Всего лишь вывесили растяжку, и их должны были арестовать. И они просто сбежали. Тогда еще Украина принимала политических беженцев из России, и там им удалось обосноваться. Есть также несколько нацболов, которые перебрались в Финляндию. Я с пониманием отношусь к таким вещам, особенно если знаю, что у людей есть семьи и детям нужны родители на свободе.

Я думаю, великие патриоты и почвенники тоже могут тосковать по родной почве, находясь за бугром. Я думаю, дай Бог, Долматов получит свое убежище, и Долматов еще вернется.

ЛГ: А как же, скажем, Михаил Борисович Ходорковский, который вполне мог отъехать за рубеж — и ему это предлагали, — но решил остаться? Или же, возьмем гипотетически, какой-нибудь лидер с Болотной площади, который скажет: нет, ребята, мне моя жизнь и жизнь моих близких дороже, и я поехал. Не будем тут называть никаких фамилий… Просто какой-нибудь лидер. Ведь здесь остаются люди, им прирученные (как говорил Маленький принц). А они что будут делать?

СШ: Каждый раз это личный выбор человека. И человек соизмеряет те обязательства, которые он взял на себя, груз своей судьбы, чужих судеб с той ситуацией, в которой он оказался. Если речь идет об отдельно взятом молодом человеке, который просто попал в жернова системы и которого пытаются показательно посадить на цепь, то было бы странно, если бы я этого человека осуждал. Бывают, конечно, ситуации более трудного выбора.

ЛГ: Трудный, это какой?

СШ: Когда есть большое количество людей, которые тебе доверяют, которые смотрят на тебя. И если ты уйдешь, многим покажется, что ты ушел с поля боя. Я, например, твердо намерен оставаться здесь. Даже если все окончательно покроется коркой льда, буду сидеть в загородной избушке и согреваться, выстукивая по клавишам и сочиняя очередной роман.

ЛГ: Как сделал, кстати, Петр Петрович Кончаловский. Он купил домик за городом, уехал подальше от всего и там творил.

СШ: Совершенно верно. Знаете, это ведь хрестоматийные вещи: «Мне голос был. Он звал утешно: оставь Россию навсегда…». Повторяю, я с пониманием отношусь к обычным людям, которых пытаются сделать крайними и которые спасают себя и свои семьи. Когда человек более заметен, когда он высвечен информационными прожекторами, конечно, ему приходится взвешивать больше в плане обстоятельств.

ЛГ: Кто-то может уехать, поскольку у него есть деньги, есть родственники или связи. А кто-то уехать не может. Вот ведь тоже вариант. Можно, конечно, продать все, что тут есть, и рвануть туда. Но там тоже не все так сладко. И таких, наверно, больше.

СШ: Я думаю, не стоит так уж ориентироваться на это эмиграционное поветрие, а все-таки держаться здесь. Да, это сложно. Для тех, кто пытается противодействовать нашей большой системе, это часто сопряжено с серьезными ударами. Это и физические нападения, и просто бесконечный прессинг. Но если сдаваться, если все время отступать, если думать о том, как бы уйти, тогда система будет наглеть.

В данном случае важно показывать, что мы у себя дома. Вот я у себя дома, я в своей стране.

ЛГ: Хорошо, спасибо. Давайте первую часть на этом закончим, а во второй поговорим о взаимоотношении общества и религии.

Комментарии
крепостной Вадим, сельцо
Христос был человеком, но он также был Богом. Мария была девственницей, но она также была матерью. Бог сотворил мир из пустоты. Бог создатель зла, но не несет ответственности за него. Христос умер за человечество, но тем не менее он далеко не мертв. Но великое различие между дзэн и христианством в том, что дзэн не просит нас верить в парадокс. Мы сами должны сотворить вселенную из пустоты, произвести непорочное зачатие, быть совершенно несовершенным.


Чтобы быть в полной мере людьми, мы должны заблуждаться.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости