Еще раз повторим: в самом факте того, что законопроект был утвержден, сенсации нет. Как гордо сказала единоросска Ирина Яровая, соавторами документа выступили все депутаты фракции «Единой России». А партия власти, составляющая в Думе арифметическое большинство, теоретически в состоянии протащить любой законопроект.
Кроме того, довольно сомнительные инициативы единороссов нередко находят поддержку у отдельных представителей других фракций. По многим принципиальным вопросам солидарно с «ЕР» голосует ЛДПР, лидер которой в остальное время не упускает возможности покритиковать власть.
Участники пятничной дискуссии о некоммерческих организациях (НКО) выступали подчас довольно ярко, но не сказали ничего неожиданного. Ирина Яровая, представлявшая законопроект, пафосно вещала о «защите национальных интересов и интересов граждан России». Госпожа депутат, которой уступил кресло в Думе сам Дмитрий Медведев, напомнила, что в США существует аналогичный закон, и за его нарушение полагается не административная, а уголовная ответственность, и что тем, кто «не держит камень за пазухой», нечего скрывать.
Что ж, в последнее время в «ЕР» полюбили приводить в пример «прогнивший Запад», если это выгодно. Вообще-то требовать открытости от других вправе только те, чья честность и открытость не вызывает сомнений. Между тем в России давно уже никого не удивляет, что выгодные тендеры выигрывает ограниченный круг компаний, приближенных к Кремлю или Белому дому, а глава правительства недавно принял решение засекретить часть госзакупок.
Представители радикального крыла «Справедливой России», как и ожидалось, подвергли закон жесткой критике. Геннадий Гудков напомнил, что самыми грантоемкими «иностранными агентами» по итогам 2011 года являются Минобороны и Росатом, получившие в совокупности 500 млн долларов из-за рубежа. На это сторона, представляющая законопроект, ответила, что оба упомянутых ведомства, будучи институтами госвласти, не подпадают под действие закона.
«Я представляю себе билборды, на которых написано: «Партия иностранных агентов». Не просто жуликов и воров, а еще и иностранных агентов! Вы все отлично знаете, что единственная партия из числа парламентских, которая получает иностранные гранты, — это «Единая Россия», — начал свое выступление Илья Пономарев.
Он задал резонный вопрос: а не придется ли объявить «иностранным агентом» Русскую православную церковь? Ведь она получает пожертвования в том числе и из-за рубежа — как от отдельных прихожан, так и от юридических лиц — и при этом достаточно активно участвует в политической деятельности.
«Вы примените здравый смысл, прочтите тот текст, который вы подписываете!» — взывал он к единороссам. Этот призыв спровоцировал протестующие крики в зале, так что спикер вынужден был сделать замечание.
«Сейчас то время, когда надо не углублять раскол в обществе, а сокращать его. Вы же, господа единороссы, углубляете этот раскол в обществе», — сказал Пономарев.
Либерал-демократ Максим Шингаркин выступил с присущей его однопартийцам оригинальностью. Он сказал, что сам является иностранным агентом, поскольку участвует в деятельности Greenpeace, и не только не скрывает этого факта, но и гордится им.
«Решаем поддержать законопроект», — подвел итог от имени фракции ЛДПР иностранный агент Шингаркин.
Но форменную сенсацию преподнесли коммунисты.
«Мы помним, как разваливали нашу великую державу СССР, — заявил член КПРФ Владимир Кашин. — И сейчас мы видим, что происходит в арабском мире, в Юго-Восточной Азии и в Африке. Каким образом действуют те силы, которые хотят навязать или поставить свои политические режимы. Какие механизмы существуют, чтобы решить проблему насаждения тех политических режимов, которые будут работать на страну, сегодня финансирующую подобные структуры. Слишком большое количество нахлынуло организаций, которые финансируются из-за рубежа. Они под благовидными намерениями делают все, чтобы внедриться в систему власти и представительные органы власти, чтобы создать те структуры, которые могли бы при наступлении часа Х действовать в соответствии с заданием».
Раскрыв коварные планы врагов, товарищ Кашин заметил, что «у нас (у КПРФ — Ред.) на каждом пленуме находятся представители органов исполнительной нашей власти. Почему мы сегодня имеем преференции для тех структур, которые занимаются политической работой, но при этом не подвергаются всему, что здесь прописано? Будут их раз в год проверять. Мы не видим ничего здесь такого плохого».
«Что же касается перегибов, которые могут быть допущены, — у этих организаций есть право обращаться в соответствующие органы, чтобы они были ограждены от перегибов», — резюмировал парламентарий.
Слова «перегибы» и «соответствующие органы» звучали весьма многозначительно...
В итоге, как известно, законопроект был поддержан подавляющим большинством. Эсеры стали единственной фракцией, отказавшейся голосовать за этот закон. Со стороны КПРФ за клеймение «иностранных агентов» проголосовали 28 депутатов, включая Геннадия Зюганова.
«Особая буква» обратилась к представителю КПРФ Вадиму Соловьеву, заместителю председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Мы попросили депутата прокомментировать столь неожиданное решение его коллег.
Соловьев предположил, что его товарищами по партии, поддержавшими проект единороссов, двигало «чувство справедливости»:
«Всем политическим партиям запрещено получать иностранную помощь. Поэтому, по их мнению, логично, что данное ограничение должно распространяться на все общественные организации, участвующие в политическом процессе».
Сам наш собеседник воздержался при голосовании, поскольку, по собственному признанию, поддерживает этот закон лишь на одну треть.
«Те организации, которые занимаются контролем выборов, экологией, становлением гражданского общества в нашей стране, — на них это требование не должно распространяться, — уверен парламентарий. — Это внеправительственные международные организации, и для них не должно быть ограничений на получение финансовой помощи. Но они не должны заниматься политикой. Надо было четко разделить и сказать, что политической деятельностью занимаются только политические партии, и выделить их из НКО».
Он также поделился планами предложить некоторые поправки ко второму чтению, но усомнился, что они принципиально изменят документ. «Сама концепция закона, предложенного «ЕР», ущербна», — подвел итог Вадим Соловьев.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии