Выборы мэра Астрахани состоялись синхронно с выборами президента — 4 марта 2012 года. По официальным данным, победил единоросс Михаил Столяров, набравший 60 процентов голосов, эсер Олег Шеин получил поддержку 30 процентов избирателей.
Однако официальные результаты у многих вызвали сомнение, особенно у тех, кто видел, как они достигались. Согласно сводной таблице установленных нарушений, составленной Шеиным, имело место воспрепятствование работе наблюдателей и даже их выдворение с участков, нарушения при подсчете, непогашение неиспользованных бюллетеней и другие «мелкие погрешности», в сумме составившие победу «правильного» кандидата.
Осознавая, что мирные способы давления на фальсификаторов не дадут результата, Шеин пошел на крайние меры — объявил голодовку, требуя отменить результаты выборов. К этой самоубийственной акции протеста присоединились несколько его сторонников.
Благодаря общему подъему гражданской активности, начавшемуся с конца 2011 года, астраханская эпопея прогремела на всю Россию. Демонстрации в поддержку участников голодовки прошли во многих городах нашей страны и даже за ее пределами. Крупным событием стал приезд в Астрахань лидеров несистемной оппозиции и гражданских активистов.
Благодаря поддержке из столицы астраханские сторонники Шеина, которых тоже было немало, сумели провести серию мощных демонстраций. Тогда власти немного сдали назад и согласились на переговоры с эсером. Он вылетел в Москву, где вместе с Владимиром Чуровым просматривал записи с камер видеонаблюдения. И глава Центризбиркома вынужден был публично признать факт многочисленных нарушений на выборах мэра. Олег Шеин прекратил голодовку, длившуюся 40 дней, и начал готовиться к судам.
После успеха «десанта» и всей «астраханской битвы» заговорили о новой стратегии оппозиции — всем миром наваливаться на отдельные проблемные города и области, чтобы помочь региональным активистам совладать с местным административным ресурсом. Однако, как показали дальнейшие события, в случае с Астраханью оппозиция, что называется, недодавила.
А потом астраханские дела отошли на второй план. После первомайских демонстраций грянула «битва у моста», через пару недель начались аресты ее участников. В нервозной обстановке, хотя и мирно, прошел «Марш миллионов — 2». Потом произошла катастрофа в Крымске.
Все эти события отвлекли внимание общественности и в особенности оппозиционных политиков, активистов и журналистов от борьбы Шеина. В результате суды без лишнего шума отказали в исках оппозиционера.
На это в беседе с корреспондентом «Особой буквы» обращает внимание и соратник Олега Шеина по партии депутат Госдумы Илья Пономарев.
«Результат другой и не мог бы быть. Я говорил всегда, в том числе Олегу, что в судах можно побеждать только в ситуации уличного давления, — отметил он. — А то, что когда-то было уличное давление, а потом пошли в суд, власть посчитала проявлением слабости».
Пономарев убежден, что Олег Шеин мог выиграть в условиях «перманентной уличной акции в Астрахани»: он достаточно популярен в городе, и люди поддержали бы его.
«У нас есть пример — город Лермонтов. Люди захватили городскую администрацию, а потом начали вести переговоры с властью, находясь в здании. А в Астрахани получилось, что «побузили и разошлись». Власти перевели дух и решили, что все закончилось», — резюмирует депутат.
Материал подготовили: Владислав Полянский, Александр Газов
Комментарии