Произошедшее в Татарстане — это результат успешной политики экстремистских салафитских группировок в РФ и результат отсутствия каких-либо успехов в борьбе с подлинным экстремизмом со стороны наших властей.
Несколько лет силовики под борьбой с экстремизмом подразумевали создание баз данных на оппозиционеров, гражданских активистов и прочих политически неблагонадежных, закрытие их сайтов, запрещение организаций, ссаживание с поездов и задержания на митингах. В последние месяцы Следственный комитет в тесном сотрудничестве с ФСБ и Центром «Э» арестовывал анархистку Александру Духанину, левофронтовца Владимира Акименкова, рылся в белье Ксении Собчак и Алексея Навального.
А в это время в России происходило вот что…
Глава Кавказского эмирата Доку Умаров издал фетву, согласно которой «истинным мусульманам» рекомендовано не ограничивать свое внимание Северным Кавказом, а работать также и в Поволжье, частично переселяться туда. Как пишет «Независимая газета», целью исламистов является создание в мусульманских республиках Поволжья вилайета Идель-Урал, являющегося составной частью Большого Кавказского эмирата.
Такая доктрина Умарова вполне вписывается в каноны салафитской стратегии в России. Курс на интернационализацию исламистского сопротивления был взят не вчера. Еще в октябре 2007 года лидер бандподполья Доку Умаров упразднил Чеченскую Республику Ичкерию и провозгласил тот самый Кавказский эмират, включающий с себя помимо Чечни и другие кавказские республики, а себя назначил эмиром этого эмирата. Таким образом, произошел окончательный отказ от «национально-освободительной борьбы» собственно чеченцев против «империи», вместо этого восторжествовал дискурс «джихада против неверных».
Неудивительно, что вскоре эмирату стало тесно в рамках Кавказа, и его вожди включили в сферу своих интересов Поволжье. Причем кавказские эмиссары нашли естественных союзников среди части татарских националистов: последним импонируют планы салафитов создать татарский вилайет в рамках границ Золотой Орды, они давно уже мечтают об отделении от России, пусть и под исламистскими знаменами.
И вот на протяжении нескольких лет кавказские моджахеды и кавказские ваххабитские богословы переезжали в Татарстан, встраивались в местное общество, завоевывали авторитет в мечетях, в религиозных общинах, собирали вокруг себя восторженных неофитов.
Чем в это время занимались республиканские силовые структуры — неизвестно. Наверное, травили за «клевету» Ирека Муртазина. Зато известно, чем занимались федеральные силовики — смотрите текст выше.
Комментирует Яна Амелина, начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований
Обоих религиозных деятелей, на которых было совершено покушение, я очень хорошо знаю. Они мои друзья. Валиулла Якупов всю свою жизнь без преувеличения с раннего утра до позднего вечера посвящал борьбе с радикальным исламом. В начале своего пути он сам имел некоторое увлечение тем, что впоследствии стало называться «исламским радикализмом», однако достаточно быстро осознал пагубность данного вероучения, отошел от него и стал с ним бороться, получая угрозы за свою деятельность. Конечно, для самих исламистов Валиулла Якупов представлял опасность.
Не меньшую борьбу с ними вел и Илдус Файзов. За полтора года, прошедшие с момента его избрания муфтием Татарстана, он показал себя здесь очень четко, несмотря на значительное противодействие со стороны радикальной части исламского сообщества республики.
Об угрозе того, что происходит сегодня в Татарстане, мы, эксперты, говорили еще несколько лет назад. Долгое время власти республики в принципе отрицали проблему возникновения здесь исламистского подполья, которое впервые четко и ясно проявило себя в ноябре 2010 года. Тогда в одном из районов региона была уничтожена исламистская банда. После этого закрывать глаза на данную проблему в Татарстане перестали. Но, как показывают сегодняшние события, упустили многие ее составляющие.
Я лично впервые написала о сращивании поволжского и северокавказского ваххабитских подпольев в сборнике, который готовил как раз Валиулла Якупов. Данный процесс стал заметен в последние года два-три и на сегодняшний день, видимо, завершен. Теперь можно говорить о неком едином подполье. Если не в полной мере в организационном плане, то в идеологическом однозначно. То, насколько умело были проведены оба сегодняшних покушения, показывает всю серьезность сил, вовлеченных в дестабилизацию ситуации в Татарстане и на Северном Кавказе.
У меня нет сомнений, что скоро нас ждет повторение произошедшего. Активно помогают исламистам и их лоббисты, продвигающие соответствующие идеи в органах власти и СМИ. Кровь Валиуллы Якупова и Илдуса Файзова и на руках тех, кто сегодня призывает к налаживанию диалога с ваххабитами. Вот как они ведут этот диалог: в ответ — пуля. Отсюда видно, насколько различные переговоры для них самих неважны. Бороться с ними можно только жесткими силовыми методами.
Очень надеюсь на то, что после произошедшего полиция и другие силовые ведомства серьезно возьмутся за дело и исламистское подполье будет разгромлено не только в Татарстане, но и по всей России.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов
Комментарии