Кто-то считает соревнование между странами по количеству медалей неотъемлемой частью Игр, другие выступают категорически против всевозможных форм общекомандных зачетов. В редакции «Особой буквы», как оказалось, есть представители обеих сторон — и они очень хотят высказаться. Что ж, не будем препятствовать их желанию.
Незачет
Как только стартуют Олимпийские игры, даже совсем не интересующиеся спортом россияне начинают судорожно считать награды нашей сборной. Откуда он появился, этот пресловутый общекомандный медальный зачет? Нет такого понятия ни в Олимпийской хартии, ни в одном другом официальном документе. И понятно почему.
Вот, представьте, выигрывают один из самых престижные трофеев, допустим, баскетболисты. В команде 12 человек, а медаль одна. То же самое во всех игровых видах спорта, других командных соревнованиях. И в копилку сборной пишется плюс один, а не плюс 12. А сил и средств на подготовку сборных команд уходит несоизмеримо больше, чем на одиночного атлета. И что, одна медаль гандболисток менее ценна, чем пять, завоеванных китайскими прыгунами в воду?
Медальный зачет совершенно не позволяет оценить уровень спортивной подготовки в той или иной стране, а тем более сравнивать их. Посмотрите, кто выигрывает награды в Лондоне в гребном спорте? Италия, Германия, Великобритания, Франция… И не потому, что в Азии нет рек, а потому что гребля — один из самых затратных видов спорта: специальные каналы, страшно дорогие тренажеры, оборудование и так далее. Здесь медаль любого достоинства все равно будет золотой. А сколько (в финансовом, конечно, плане) стоит победа в поднятии штанги? Хороший тренер и один зал, если говорить примитивно.
Сейчас, когда Россия явно уступает по числу завоеванных наград не только своим обычным соперникам — США и Китаю, — но и странам с гораздо более скромными спортивными традициями, СМИ и болельщики опять заговорили, что в нашем спорте не хватает денег и государственной поддержки. Но позвольте, в Штатах вообще нет бесплатных детских спортивных школ. Родители, чьи дети занимаются спортом, платят за это сами, и очень много. А в Белоруссии все школы бесплатные. И что, много у наших соседей призовых мест? Государство финансирует большой спорт лишь на просторах бывшего СССР, в Китае, Северной Корее и на Кубе. Олимпийские результаты этих стран слишком разнятся, чтобы делать какие-то выводы о влиянии госбюджета на количество наград. Так почему же по медальному зачету мы судим о мощи страны?
Эта пресловутая копилка наград сборных девальвирует ценность всех мест, кроме первого. Причем это исключительно наша, российская особенность. Те же англичане страшно радуются любой награде. А в США сам факт того, что человек входил в олимпийскую сборную, — повод для гордости на долгие годы.
«Мне было приятно, что она так высоко ценит взятые мною спортивные вершины, но, к сожалению, придется спуститься вниз и рассказать кое-что об отце.
— Он участвовал в Олимпийских играх 1928 года — греб на академической одиночке.
— Боже мой! — воскликнула она.— И пришел первым?
— Нет,— ответил я и несколько приободрился, вспомнив тот факт, что в финальной гонке он пришел шестым», — так в книге Эрика Сигла «История любви» герой рассказывает об отце.
А у нас? Бронзовых и серебряных медалистов помнят лишь немногие фанаты. Положа руку на сердце, кто из тех, кто начинает утро с просмотра таблицы наград, может назвать россиянку, занявшую третье место в Пекине по мегапопулярному женскому теннису? Вера Звонарева это была, вылетевшая из сетки в Лондоне и тут же жестко раскритикованная в прессе.
Гимнастки, взобравшиеся в командном первенстве на вторую ступень, все поголовно рыдали до и после наградной церемонии. И журналисты вместо поздравлений спрашивали: почему вы проиграли? А болельщики у телеэкранов, закусывая чипсами, ворчали: как всегда, ну ничего у нас не могут…А девчонки, на которых от травм нет живого места, чувствовали себя виноватыми. И дело не в спортивном характере, дело в нашем отношении — нам нужно только золото! Давайте, давайте!
А что давать-то? Чувство сопричастности к этой строчке в медальном зачете? Мол, мы лучшие, даже статистика об этом говорит?
Крупные спортивные соревнования, безусловно, будят чувство патриотизма даже у тех, в ком оно сладко спит все остальное время. Это гордость за спортсменов и нацию, к которой они принадлежат, это ощущение того, что человек, за которого ты болеешь, — свой, родной. Но радуемся и переживаем мы не за безликие фамилии с российским гражданством, а за конкретных людей — Забелинскую или Шарапову, Борзаковского или Исинбаеву. Этого нельзя забывать.
Зачет
На сегодняшний день первым в медальном зачете идет Китай, вторые — США. Россия — в десятке. Кто скажет, что места в медальном рейтинге не соответствуют роли этих стран в мире? Политическое, экономическое, культурное влияние Поднебесной и Соединенных Штатов неоспоримо. И строчки в таблице олимпийских медалей — еще один показатель этой роли и этого влияния.
К примеру, олимпийские успехи очень красноречиво могут рассказать об уровне пресловутой модернизации государства, ведь современный спорт больших достижений невозможен без высоких технологий. Спортивная конкуренция — мощнейший двигатель прогресса.
Позиции в общекомандном зачете также стимулируют государство вкладывать в спорт средства. Вспомните, именно после провала в Ванкувере и Пекине нашей сборной власти вновь озаботились вопросами финансирования. Да, далеко не всех и не везде, но все же…
Руководители страны за зачетом следят ничуть не меньше, чем рядовые болельщики. И так называемый «социальный налог на олигархов» в виде спонсорства в том или ином виде спорта стал накладываться после того, как власть униженно принимала в Кремле не сто, а шесть золотых медалистов Ванкувера.
В 2010 году чемпионка России по пулевой стрельбе, 32-летняя Наталья Романова умерла от геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Девушка заразилась этой болезнью, когда ее поселили в мотель для дальнобойщиков во время сборов в Липецкой области. Об этом случае много писала «Комсомольская правда», а потом, как водится, все забыли.
Вот чтобы такие трагедии не повторялись, и нужна таблица медалей. Посмотрит Владимир Владимирович (да, конечно, должна быть система, а не воля одного человека, но надо отталкиваться от реалий), как опережают нас Казахстан или Италия, — глядишь, и еще кого из списка «Форбс» заставит раскошелиться. И появятся новые спортивные школы, базы, площадки и так далее.
Как справедливо написал Михаил Задорнов, «в советское время спортивные чиновники были патриотами тех видов спорта, за которые отвечали, а сегодняшние спортивные чиновники — бизнесмены. Патриоты прибыли! Вот в чем главная причина упадка нашего спорта. Чиновники-присоски заботятся только о тех видах спорта, которые приносят доход, в которых можно спекулировать спортсменами, которые собирают полные стадионы зрителей и в репортажах о которых наиболее выгодное рекламное время на телевидении».
Но именно олимпийский медальный зачет заставляет наших функционеров развивать те виды спорта, которые не приносят им денег. Положа руку на сердце, кто сморит чемпионат РФ по гимнастике? Только редкие любители, да сами спортсмены. А на Играх наград в этом виде спорта традиционно много. Вот и приходится чиновникам вкладываться в развитие гимнастики. А не было бы этой своеобразной отчетности за четыре года — разве они потратили бы хоть копейку? Все в футбол ушло бы.
И еще. Да, на Олимпийских играх есть место подвигу и без медали. Но, как бы мы ни воспевали всех участников этого соревнования, все они приехали за одним — за выигрышем. «Победила дружба» — это не спорт. И цель Игр для спортсмена — медаль и только медаль. А для страны — совокупность медалей.
Ну а разговоры о пагубности общекомандного медального зачета сейчас идут только по одной причине — Россия далеко не первая. Признаться, что мы слабые, стыдно и страшно, куда легче объявить наградную копилку ненужной.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Виталий Корж
Комментарии