В день оглашения приговора участницам группы Pussy Riot их украинские единомышленницы из группы FEMEN спилили поклонный крест в центре Киева — «в знак солидарности с жертвами кремлевско-поповского режима». Стоит заметить, что команда защитников «пусек» не пришла в восторг от такого акта солидарности. «FEMENистки» пригрозили, что продолжат рушить кресты уже в России. Карательная экспедиция активисток topless с Украины в РФ пока не состоялась, но в этом и нет нужды: у FEMEN нашлись местные подражатели.
В ночь на 25 августа неизвестные спилили три поклонных креста, установленных в июле этого года на въездах в поселок Смеловский Верхнеуральского района Челябинской области. Еще один поклонный крест был уничтожен в Архангельске.
Это событие всколыхнуло общественность. Высказываются разные, прямо противоположные версии произошедшего. Так, протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что инцидент «однозначно говорит о нравственном облике тех, кто сегодня посягает на церковь»:
«Недавно они разрисовывали стены храмов, бросались угрозами в Интернете, устраивали пляски на амвонах и на крышах, а сейчас начали разрушать кресты и поджигать храмы», — цитирует священника «Коммерсант».
А протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата, сравнил «крестоповал» с акцией Андерса Беринга Брейвика — сравнение, положим, откровенно притянутое за уши, ведь от действий российских «крестоборцев» никто не пострадал.
С другой стороны, представители леволиберальной общественности считают «крестоповал» провокацией властей, назначение которой — посеять ненависть православных к оппозиции и подготовить почву для введения новых репрессивных законов. «Спиливание крестов является такой же провокацией власти, как и поджог Рейхстага в свое время», — считает адвокат Николай Полозов, один из защитников Pussy Riot. «Ждем введения антиконституционных законов, усиливающих ответственность в области религии и клерикализацию государства», — пишет его коллега Виолетта Волкова.
Наконец, нельзя отрицать и третий вариант: уничтожение крестов — дело рук психически неуравновешенных субъектов, которых увлекла очередная разрушительная мода. В 2008 году было модно поджигать частные автомобили — а вот теперь модно малевать граффити на стенах монастырей и пилить кресты.
«Крестовый» скандал комментирует «Особой букве» Егор Холмогоров — публицист, главный редактор сайтов «Русский обозреватель» и «Новые хроники». По его мнению, налицо спланированная кампания: кресты уничтожили синхронно в разных местах. Кто стоит за «крестоповалом», сказать трудно, поскольку у нас нет даже приблизительных данных о личностях разрушителей. Однако цель кампании угадать легко — это стравливание различных групп общества.
«Результатом этого станет непримиримая враждебность православной общественности той части оппозиции, которая стала горой на защиту Pussy Riot, которая транслировала весь дискурс, что спиливание крестов, осквернение храмов — это проявление свободного творчества. За каким-то пределом какая-то политическая рациональность уступит место тому факту, что христиане не позволят плевать себе в лицо. И всякий, кто поддерживает крестоспиливательную кампанию, — а ведь уже среди оппозиции нашлись такие — может считать себя трупом в большой политике. Никакой массовой поддержкой движение, поддерживающее вандалов, пользоваться не может», — уверен Холмогоров.
С другой стороны, считает он, «крестоспиливательная кампания» бьет и по церкви: она более не считается неприкосновенной по умолчанию:
«С 1988 года формировался молчаливый консенсус вокруг православия. Четверть века никем не ставилось под сомнение то, что поклонный крест возле дороги — это хорошо. Здесь церковь несет потери. Не важно, виновата она или не виновата, оказывается жертвой или нападающей стороной, — удар по православию нанесен сильный».
«Очень не хотелось бы думать, что случившееся — провокация властей. Что это все же не какие-то спецоперации, а деятельность менее высокопоставленных врагов православия. Но само возникновение подобных подозрений говорит о том, что атмосфера в обществе очень нездоровая и требует исцеления», — заключил Холмогоров.
Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов
Комментарии