«Вырезать в нем мы, конечно, ничего не будем. И у нас только два варианта — либо нарушать закон, либо показывать поздно вечером», — сказала «Вестям» руководитель студии детских и юношеских программ ВГТРК Татьяна Цыварева.
О том, что с советскими мультиками не все в порядке, поговаривали уже давно. Еще в далеком 1998 году в фэнзине рок-группы «Кранты», пафосно названном «Крантовская мысль», была опубликована статья о нестандартно сексуальных мотивах в отечественной анимации. Автор обратил внимание на странные взаимоотношения Крокодила Гены с Чебурашкой — существом неясной видовой принадлежности и непонятного пола. Еще более «крамольным» оказался при ближайшем рассмотрении сериал «Ну, погоди!». Волк, как отметил внимательный автор, вовсе не собирается съесть Зайца. Догнав, он его обнимает, целует, наряжает в девичье платьице, гуляет с ним под руку и так далее. Как говорится, доколе будем терпеть разврат?
Те, кто написал статью в «Крантовской мысли», конечно, всего лишь подшучивал и над суровыми поборниками нравственности, и над обидчивыми меньшинствами. Еще один остряк подверг «цензуре» мультфильм про Винни-Пуха, и совершенно невинный сюжет приобрел двусмысленное звучание.
Но, как показали последние события, то, что для некоторых всего лишь шутка, для других — дикая правда жизни. Мультики, которые еще недавно можно было невозбранно показывать дошколятам, реально оказались вне закона.
Перестраховщиков из ВГТРК пресса откровенно подняла на смех. Журналисты РБК организовали опрос, какие еще мультфильмы надо запретить. Предлагались варианты: «Ежик в тумане» (пропаганда наркотиков), «Каникулы в Простоквашино» (подрыв родительского авторитета), уже упоминавшийся «Винни-Пух» (пропаганда нездорового образа жизни), «Белоснежка и семь гномов» (пропаганда группового секса), «Голубой щенок» (с ним все ясно). Были и радикальные варианты ответа: «Все запретить, только South Park, только хардкор!» или «Запретить все, снять мультфильм про маленьких Володю и Рамзана и крутить 24 часа».
Писатель Олег Верещагин в беседе с корреспондентом «Особой буквы» охарактеризовал не по уму усердных телевизионщиков, а также озабоченных законодателей весьма нелестным образом:
«Дегенераты. С головой вообще не дружат. Хорошо, что этот мультик можно спокойно смотреть онлайн, качать, переписывать и показывать детям по своему желанию — детям, которые намного умней наших депутатов».
Когда градус издевательств превысил допустимые нормы, законопослушные защитники детства решили немного сдать назад. Советник председателя медиахолдинга Виктория Курчер сообщила журналистам, что решение о переносе времени показа мультфильма еще не было принято. Ранее Геннадий Онищенко заявил, что вовсе не обязательно вырезать из мультсериала сцены с курящими волком и крокодилом. Ну а глава Роскомнадзора Максим Ксензов вообще сказал, что «Ну, погоди!» имеет культурную ценность для нашей страны.
Возможно, в итоге у телевизионных чиновников возобладает здравый смысл. Но историю с противозаконными мультиками не забудут теперь долго.
С другой стороны, в самой идее ограждения детей от некоторой информации есть здравое зерно. Наверное, действительно не стоит показывать в прайм-тайм страшные сказочки Happy Tree Friends или странные японские мультики. Но где граница, отделяющая допустимую информацию от нежелательной?
Уже упоминавшийся писатель Верещагин считает, что невозможно, да и не нужно пытаться всем сторонам жизни придать рамки закона:
«В современном обществе закон бежит впереди ума: там, где нужно жить по совести, пытаются жить по закону. Совесть должна подсказывать людям, что хорошо, что плохо. А не законы и не идиоты, их принимающие», — сказал он.
Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов
Комментарии