Сначала оперативники из МВД напали на след некоей подпольной националистической ячейки, которая печатала в классной столичной типографии листовки и брошюры отменного качества и столь же отменного содержания — со свастикой, призывами очистить Русь от кавказцев и тому подобным. При этом по ходу расследования пришлось столкнуться с явным покровительством этой организации со стороны спецслужб.
Потом в Москве же накрыли мошенника, а попутно и националиста и язычника Хомякова, который с подельниками затевал ни много ни мало государственный переворот и хотел бороться со всеми главными религиями разом.
А Дмитрий Демушкин и его соратники пытались поучаствовать в выборах в Калининграде, но их там благополучно «завернули».
Мда, в интересное время мы с вами живем. В пестрое. Хотя удивляться тут в основном нечему. Когда в стране бурные миграционные процессы, столкновение культур и десятков непохожих народов, когда проблемы мигрантов и нелегалов просто кричат о себе, стоит ли в такой ситуации удивляться, что в национализм так популярен в массах?
Вопросов у людей много, а государство на идеологическом уровне не может дать ответов. У него вообще нет никаких идей на это счет. Кроме заклинаний с трибун про то, что наша страна многонациональная и многоконфессиональная. При этом заклинания эти выглядят уж больно дежурно, неискренне. И есть сильное подозрение, что втайне власти симпатизируют националистам.
Это не какие-то домыслы. И дело не в том, что некие спецслужбы прикрывали печатание в типографии книжек со свастикой. Вспомним, сколько процессов над националистами и фашистами развалилось в судах. Вспомним, как Фемида квалифицировала преступления с очевидным националистическим подтекстом как обычную бытовуху. Вспомним, как активисты кремлевской молодежи плотно работали с футбольными фанатами. А уж в фанатской среде национализм вообще господствующая идеология.
А назначение на высокий пост Дмитрия Рогозина? Он, конечно, националист умеренный, так сказать, «экспортный вариант». Но ведь никто же не заставлял назначать этого человека, немало у нас и других бюрократов.
Короче говоря, примеров заигрывания с националистами и эксплуатирования их идеологии властями хватает. Но какой в этом смысл? А смысл простой. С одной стороны, я думаю, эта идеология в принципе близка нашему начальству. Ну не в прямом смысле, конечно, мол, гнать всех этих «черных» и «слава России!». Но на каком-то бытовом уровне им это симпатично.
Во-вторых, эти товарищи могли бы быть опорой для режима. Коль скоро у нас сейчас в такой моде «патриотизм», идея величия России и ее некоей исключительности, то и националисты прекрасно могли бы с властью сотрудничать. Ведь альтернативой им на публичном поле являются кто? Правильно — белоленточники! А уж эта категория граждан властям совершенно несимпатична.
В-третьих, власти понимают, что проблема мигрантов, кавказцев, гастарбайтеров и прочих «понаехавших» реальна и опасна. И националисты нужны, как я полагаю, для своего рода баланса. Чтобы была сила, публично противостоящая толпам приезжих и не дающая им расслабиться, а заодно посылающая сигнал и всем прочим обывателям, чтобы те не переживали, что Русскую землю уже окончательно поработили «хачи».
Но при этом власти серьезно заблуждаются насчет националистического движения. Власть, может, и считает националистов своими союзниками, а вот националисты власть союзницей не считают. Они сами ее используют.
И события на Манежке в декабре 2010 великолепно показали, что на самом деле националистическое движение сверху не контролируется. Оно живет по своим законам, соблюдает свою иерархию и, еще раз повторю, не служит власти, а использует ее в тех моментах, где это выгодно.
Заигрывание с националистами не удержит их в условно цивилизованных рамках. А, наоборот, развяжет руки. И в этом смысле мне представляются пустым теоретизированием разговоры о «хорошем» национализме или национализме «цивилизованном». Под этим подразумевают самозабвенную любовь к русской культуре, истории, святыням, традициям. Но это не является национализмом. Это является любовью к культуре, истории и традициям. Потому что при этом не пропагандируется превосходство своего народа и не принижаются другие нации. Если этого нет, то и национализмом это не является. А если есть, то ни о какой полезности и цивилизованности говорить уже нельзя.
Так что идея держать национализм на поводке, использовать его для кого-то как страшилку, а для кого-то как картинку для власти бесперспективна, а для общества опасна.
Материал подготовили: Антон Орех, Виталий Корж
Дёмушкин — хитрая человеческая мразь, напоминающая еврея.