Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Pussy Riot и оппозиция
ЛГ: Решение Хамовнического суда по делу группы Pussy Riot вызвало бурную реакцию российской и мировой общественности. Как известно, глас народа — глас Божий. И к этому гласу обратились социологи из фонда «Общественное мнение», чтобы узнать реакцию россиян на приговор трем участницам так называемого панк-молебна в храме Христа Спасителя.
И получается, Данила, любопытная картина: «В отличие от той части народа, которую еще с позапрошлого века принято именовать общественностью, собственно российское общество на приговор отреагировало диаметрально противоположно», — так пишут эксперты.
Смотрите цифры: саму акцию оценили положительно 2 процента опрошенных, 7 процентов отнеслись к ней амбивалентно, а 66 процентов отнеслись к перформансу однозначно отрицательно. Говоря парламентским языком, как пишет автор этой публикации, «против превращения храма одной из российский конфессий в танцплощадку высказывается квалифицированное большинство».
Цифры относительно справедливости вынесенного приговора, на первый взгляд, удивляют. Справедливым приговор считают 53 процента россиян, несправедливым — 27. Дальше вывод: «Кому-то может показаться, что дело о хулиганской выходке в храме Христа Спасителя раскололо наше общество на две заведомо неравные части. А именно — на прогрессивное меньшинство, стоящее за «права человека» и образующее собственно «гражданское общество», и — памятуя определение Юрия Афанасьева — «агрессивно-послушное большинство», которому на эти права и на гражданственность плевать, что называется, с высокой колокольни».
Есть раскол, нет раскола?
ДЛ: Раскол на самом деле есть.
ЛГ: Вот в таких пропорциях и таких процентах?
ДЛ: Думаю, что в таких, а может, даже и побольше. Я тоже отношусь к тем, кто считает, что акция в храме Христа Спасителя была ошибочной и ненужной совершенно, хулиганственной. Но то, что потом делали с девчонками… Причем Надю Толоконникову я знаю лично.
И это меня очень сильно задело, потому что на фоне того, как выпускают на свободу Цеповяза, который скрыл убийство в Кущевской, за какие-то 150 тыс. рублей, девчонок держат полгода в СИЗО, а потом дают два года колонии.
Но почему раскололось общество? В политическом плане правда на стороне оппозиции. И со временем, если бы власть не взялась за какой-либо фактор, то она бы в политическом плане проиграла. Но у нас очень сильная православная вера, и вера намного выше политики.
И Pussy Riot, грубо говоря, сделали власти подарок. Возникла возможность расколоть общество не на тех, кто за власть и кто за оппозицию, а на тех, кто за веру, и тех, кто против. Хотя в той же оппозиции очень много православных людей, которые осуждают Pussy Riot, но в то же время считают приговор излишне жестоким.
По сути, раскол произошел не в политической сфере, а в религиозной. Отсюда и убийства, которые мы сейчас видим, — на сегодня у нас сразу три убийства. В Казани убили мать и дочь и написали «Free Pussy Riot». И в Санкт-Петербурге нашли труп мужчины, на лице у которого была икона. Причем есть же нормальные, адекватные люди с двух сторон, которые стараются это все оценивать. А есть те, кто устраивает провокации, — и со стороны власти, и со стороны оппозиции.
Вот движение «Наши» раньше было в числе оппозиционеров: «нашисты» приходили на оппозиционные акции, провоцировали и так далее. А теперь у нас появились такие же православные активисты. Они срывают спектакль «Театра.doc», срывают футболки с людей и так далее. И появляется такая же секта, которая им противоборствует.
В итоге получается та же политика, только на религиозном уровне. Но религии — это, грубо говоря, святое. Это не власть. И когда люди борются между собой на религиозном уровне, это уже может перерасти в нечто большее, потому что, как мы знаем, 90 процентов войн в мире начинались с каких-то религиозных проблем.
ЛГ: Их использовали как причину. Вообще-то это борьба за власть, конечно.
ДЛ: Ну да, религию использовали как политический инструмент. И вот сейчас именно это и происходит, но, скорее всего, в одностороннем порядке, потому что я не вижу, чтобы кто-то активно продолжал защищать Pussy Riot. Все перевели в законное русло — через суды и так далее.
ЛГ: Вот некоторые эксперты утверждают, что и процесс над Pussy Riot, и само их действо были проведены по задумке властей, чтобы отвлечь народ от насущных проблем. Уже никто не вспоминает про ЖКХ…
ДЛ: Но это глупость, потому что у нас, по-моему, такой гнойник вскрыли, что стало еще намного хуже. То есть у нас теперь в ленте новостей не только убийства, изнасилования и воровство, но и спиливание крестов и убийства на религиозной почве.
ЛГ: Другие эксперты говорят, что все эти страшные убийства и крестоповал — это все провокация власти.
ДЛ: Ну, тут как. Возможно, это провокация со стороны власти. Я вот сделал заявление, что Pussy Riot открестятся от этих последователей и осудят их (как они, собственно, и сделали). И тут же появляется некая «Народная воля», которая заявляет: нет, это сделали мы и мы будем продолжать в том же духе.
Но это может быть и некая третья сила, которая преследует свои интересы. Возможно, секты какие-то вскрылись, которые давно были против православия.
ЛГ: Или просто люди, которые в мутной воде будут ловить свою рыбу.
ДЛ: Вполне возможно. Либо это психически больные люди, которые не могут разобраться в сути акции Pussy Riot и начинают пилить кресты.
ЛГ: Последний вопрос по этой нашей теме. Давайте вернемся к первой нашей части, к эффективности борьбы за власть с тем населением, которое представлено в опросе фонда «Общественное мнение». Очевидно, что большее число сочувствует власти, а не Pussy Riot. Так будет ли какая-то эффективность от вашей борьбы? С таким народом?
ДЛ: Я думаю, если оппозиция как единое целое будет поддерживать Pussy Riot, то будущего у оппозиции нет, потому что народ в большинстве своем этой акцией недоволен. Теперь если и защищать этих девушек, то только в плане законности — чтобы все, что с ними происходило, было только по закону.
ЛГ: Ну да. То есть тут у нас приговор, который, по сути своей, абсурден.
ДЛ: Да. Именно обжаловать приговор и так далее, но уже не обсуждать ни религию, ни где это произошло, а действовать в процессуальном плане.
ЛГ: Хорошо, спасибо. Вторую часть мы заканчиваем, а в третьей поговорим о молодежных движениях, которых появилось сейчас достаточно много, и все они начинают собираться в Интернете, а потом все это организуется и выплескивается на наши с вами улицы. Вот об этом и поговорим.
Комментарии