Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Почему идет закручивание гаек
Лев Гулько: Здравствуйте! У нас в студии Борис Сергеевич Кашин, российский математик, профессор, академик Российской академии наук, член ЦК КПРФ и депутат Госдумы Российской Федерации пятого и шестого созывов. Здравствуйте.
Борис Кашин: Добрый день.
ЛГ: Вот вы — математик, а математик, как принято считать, должен быть провидцем. Поэтому в первой нашей части поговорим о том, что происходит в стране, и как вы на это смотрите — в том числе с точки зрения математика.
БК: Ну я бы не стал возлагать большой надежды на математический аппарат в том, что касается провидческих возможностей. Ну а то, что происходит в стране, требует, конечно же, самого серьезного анализа. Мы подошли к определенной черте, и будущее пока не очень ясно.
Очевидно, что сейчас идет закручивание гаек. После думских и президентских выборов, прошедших с очевидными фальсификациями, власть задумалась о том, как ей управлять дальше. Поддержка народа очень ограничена, а рулить надо.
Многие сравнивают нынешнюю ситуацию в России с 37-м годом, но я с этим не согласен. В то время действительно были репрессии — правда, их сейчас преувеличивают в разы. Но главное не в этом. Главное в том, что власть пользовалась мощной поддержкой народа. Достаточно взглянуть на историю тех лет, чтобы увидеть колоссальные достижения нашей страны.
Сейчас поддержки народа нет, достижений нет, и это закручивание гаек может привести к очень тяжелым последствиям.
Я недавно прочитал гениальное произведение Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Очень рекомендую! Вот это и есть прямой аналог нашему времени (конец 70-х — начало 80-х годов XIX века). Даже удивительно, как можно так точно отобразить нашу ситуацию.
ЛГ: А люди не изменились.
БК: Люди не изменились. Но тут еще и обстоятельства, когда власть теряет поддержку. Она уже людям надоела и пытается закручивать гайки. Как там написано, поиск «сицилистов» (то есть социалистов) по деревням. И реакция людей: некоторые становятся доносчиками, некоторые просто деградируют. Очень похоже на то, что сейчас происходит.
Ну а потом, как мы знаем, начался подъем революционного движения. Вот тут, как мне кажется, и следует искать ответ на вопрос, что может ожидать нас в будущем.
ЛГ: То есть вы считаете, что революционная ситуация возможна? При полной апатии народа?
БК: Еще раз говорю: почитайте эту книжку. И тогда была полная апатия народа, а через несколько лет начался подъем. Неразумно ожидать, что терпение людей безгранично, что они и дальше будут наблюдать за тем, как у нас управляют страной олигархи.
ЛГ: Мне все-таки кажется, что сегодняшняя ситуация несколько отличается от тогдашней. Россия тогда была, как пишут в учебниках, аграрной страной с крестьянским населением. Сейчас, худо-бедно, у людей что-то есть — чего не хочется терять. Вот не хочется терять, так чего я буду туда лезть? Лучше я буду заниматься своим делом, а вы там как хотите.
БК: Конечно, нельзя проводить слишком уж прямые параллели, поскольку прошло 150 лет, и мир изменился. С другой стороны, если посмотреть, что происходит, скажем, на селе — так страна скоро полностью обезлюдеет.
ЛГ: У нас есть село?
БК: У нас скоро можно будет встретить районы без населения. Да и в небольших городах становится все меньше народа. Если посмотреть, что происходит в науке и образовании — в таких вещах, которые определяют развитие, — то сразу станет очевидной потребность в кардинальных изменениях. Думаю, наш народ потому и существует тысячу лет, что не склонен терпеть все бесконечно.
ЛГ: Вы считаете, подобные изменения возможно осуществить мирным путем? Или все-таки будут какие-то потрясения?
БК: Вы знаете, сейчас сложился весьма интересный момент. Взять, к примеру, большинство «Единой России». Они, конечно, представляют очень специфическую часть нашего народа и политического спектра, но даже там идет борьба за то, чтобы депутаты могли хоть на что-то влиять.
Пока им это не удается. Пока что по команде сверху, из администрации, они послушно поднимают руки, и принимается нужное решение. Но я вижу, что и здесь уже идет процесс брожения. Я надеюсь, он пойдет по всей стране, и народ все-таки скажет свое слово. Я в этом плане оптимист.
ЛГ: То есть это все-таки эволюционный путь?
БК: Я, конечно, надеюсь, что серьезные изменения произойдут мирным путем. С другой стороны, мне кажется, что без обострения ситуации результата не будет.
ЛГ: Хорошо. Давайте мы на этом первую часть закончим, а во второй поговорим о пенсионной системе, которая, кстати, может стать катализатором этих обострений.
Комментарии