В ноябре в околополитических кругах активно обсуждалась идея создания в Москве казачьих дружин для патрулирования улиц. По замыслу Николая Комаровского, советника Комитета по делам казачества Москвы, в каждом округе предполагалось сформировать дружину из 50 казаков, задачей которых станет борьба с неправильной парковкой и незаконной торговлей.
Однако общественность восприняла идею критически. Отмечали неясный правовой статус «казаков-дружинников»: формально им не полагаются спецсредства и оружие, они не имеют права проверять документы у граждан, задерживать, арестовывать и вообще применять какие-либо меры принуждения. И тогда возникает вопрос: зачем они вообще нужны?
Пессимисты-алармисты предрекали, что казаки-дружинники сосредоточатся на борьбе с крамолой, что выразится в срывании футболок «Free Pussy Riot» с хипстеров и тому подобных подвигах.
Когда пишешь слова «казачество» и «казак» применительно к странного вида мужчинам в гимнастерках, все время хочется брать эти слова в кавычки. Но, с кавычками или без таковых, казаки будут играть все большую роль в общественно-политической жизни. Прежде всего, в борьбе с оппозицией, богохульствующей творческой интеллигенцией и неразумными гражданскими активистами. (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)
В споре о целесообразности создания казачьих дружин был еще один момент, который несколько затушевался. Когда подобные формирования создаются на Кубани, на Урале, в некоторых областях Сибири или в бывшей Области Войска Донского, этому есть по крайней мере историческое обоснование. Но в Москве и прилегающих к ней регионах никаких казачьих земель никогда не было. Вполне возможно, что московские (а также петербургские и калининградские — есть и такие) «станичники» действительно происходят от казаков. Но словосочетание «Московское казачье войско» звучит несколько странно.
Стоит заметить, что московская «казачья дружина» не первая попытка создать «казачье войско» там, где его никогда не было, и придать этому «клубу по интересам» некие полномочия. Некоторое количество казаков имеется в подмосковном Сергиевом Посаде.
Как рассказал «Особой букве» Николай Терехин, сергиевопосадский гражданский активист, люди в папахах, лампасных штанах и гимнастерках, похожие на массовку к фильму «Тихий Дон», пытались добиться статуса народной дружины, но получили отказ. Не помогли даже теплые отношения «казацкой старшины» и Николая Маслова, занимавшего некоторое время пост мэра этого города и отличавшегося православно-монархическими убеждениями. В итоге сергиевопосадское казачество так и осталось неформальным объединением.
Однако события вторника 27 ноября заставили вспомнить поговорку про гору, которая родила мышь. Дефиле казаков по площади Белорусского вокзала развлекло журналистов, пришедших освещать это эпохальное событие, но весьма слабо повлияло на правопорядок в городе. Неправильно припаркованные автомобили казаки оставили без внимания. В актив себе они могут записать изгнание старушки, торговавшей сушеными грибами, а также изъятие партии трикотажа у нелегально торгующей дамы помоложе.
«Забив сумками с трикотажем свой автобус, «казаки» с трудом влезают в него и уезжают. Концерт окончен, всем спасибо», — пишет блогер drugoi, освещавший эту операцию.
«Вся эта затея с т.н. «казаками» — показуха и шутовство. Кто все эти люди, хочется спросить. Что это за форма, что за погоны, какие права и обязанности у этих «казаков»? Зачем вообще они нужны в городе, который просто тонет от количества людей из разнообразных «силовых структур»? А как же полиция, зачем мы ее содержим? Зачем устраивать эти шутовские представления, если порядок на площади у вокзала обязаны наводить полицейские?» — рассуждает он же.
Видимо, подобные вопросы пришли в голову не только ему, потому что столичные власти уже заявили: к казачьему дефиле ни руководство города, ни полиция не имеют никакого отношения.
«Выход группы казаков на патрулирование площади Белорусского вокзала не был согласован в установленном порядке и является личной инициативой одного из атаманов. В Управление внутренних дел по ЦАО ГУВД города Москвы документов и обращений о совместном патрулировании с казаками территории округа не поступало. Городской штаб народной дружины на 27 ноября нарядов казаков на патрулирование данного района не выделял. Департаментом региональной безопасности города Москвы также не выдавалось никаких согласований на обеспечение общественного порядка с привлечением представителей казачества», — гласит официальное сообщение, которое передает ИТАР-ТАСС.
Очевидно, некоторые сотрудники полиции тоже подчиняются «одному из атаманов», потому что изъятие трикотажа было совместной операцией полицейского оперативника и казачьего отряда.
Заявление властей звучит довольно странно. Получается, по Москве могут спокойно расхаживать непонятные «патрули» в красивой полувоенной форме, гонять старушек, конфисковывать носки — словом, заниматься тем, что находится в компетенции полиции, — а у собственно полиции их действия не вызовут никаких вопросов? То есть завтра на улицы может выйти какой-нибудь «красногвардейский» или, что более вероятно, «шариатский патруль» — и это тоже будет в порядке вещей?
Комментирует Александр Куликов, депутат Государственной думы
Любые общественные формирования, которые создаются по гражданской инициативе для помощи правоохранительным органам в борьбе с преступностью, очень полезны. Можно вспомнить положительный опыт народных дружин в Советском Союзе или аналогичные формирования в зарубежных странах — США, Канаде.
Если казачьи формирования, которые есть в Москве и на других территориях, создадут объединения, чтобы решать эту задачу с мест правоохранительными органами, в частности, МВД, — это надо поддерживать. Если они ставят иные цели, если они, помимо функций охраны правопорядка, будут решать какие-то вопросы самостоятельно, в рамках собственного понимания, и тем более будут пытаться бороться с так называемыми «политическими преступниками», как было сто лет назад, — то я решительно против.
Все должно опираться на нормативные документы. Если деятельность таких формирований регулируется нормативными документами — ничего страшного. Если их действия не основаны на решении органов власти — к этому надо весьма настороженно относиться.
То, что произошло 27 ноября, когда казачий патруль вышел без согласования с органами власти, — это ненормально, неправильно, я категорически против такой самодеятельности, потому что она может привести к нарушению прав других граждан со стороны участников казачьих формирований. ГУВД должно взять на себя функции взаимодействия с такого рода объединениями.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии