А Б В Шрифт

Кто из госчиновников и зачем покупает «липовые» диссертации?

Игорь ВОЛКОВ,

«Особая буква»

Плагиаторские бои

Высокопоставленных чиновников регулярно уличают в научном плагиате. Многие «великие ученые» на автомобилях с мигалками не стесняются покупать дипломы и диссертации, которые зачастую представляют собой примитивную компиляцию чужих работ.
Плагиаторские бои 27 ноября 2012
Если завести в любой поисковик слово «диссертация» (можно даже ввести фразу «фальшивая диссертация», «липовая диссертация» и тому подобное), поисковый робот дисциплинированно выдаст множество интересных предложений: «Диссертационные работы на заказ! От 60 тыс. рублей! Помощь в защите! На любую тему, конфиденциально, надежно». В общем, для того чтобы иметь право скромно, но гордо указывать в визитной карточке «доктор наук», вовсе не обязательно заниматься научной деятельностью. Достаточно заплатить.

Героем последнего скандала такого рода стал Андрей Андриянов — директор Специализированного учебно-научного центра Московского государственного университета (СУНЦ МГУ). В конце ноября его уличили в подлоге. Выяснилось, что андрияновская кандидатская диссертация (которую он почему-то писал на историческую тему, хотя окончил химический факультет) представляет собой неряшливую склейку из чужих работ. Маститого ученого извиняет лишь то, что к производству этого труда он не имел никакого отношения — за него работали «негры» из конторы, занятой производством липовых диссертаций.

Вообще-то господину Андриянову не впервой совершать подлоги и выдавать желаемое за действительность. Так, возглавляя студенческий совет МГУ, он всех своих коллег чохом записал в «Общероссийский народный фронт», не потрудившись обсудить этот вопрос с ними. Лихой маневр вызвал возмущение студентов, но администрация оценила андрияновское рвение, и его, вместо того чтобы «выгнать на мороз», поставили руководить Специализированным учебно-научным центром. Где он оскандалился уже совершенно неподобающим образом.

Справедливости ради стоит заметить, что Андриянов в этом смысле не уникален. В научном плагиате обвиняли многих российских политических деятелей. Вятский губернатор Никита Белых, считают критики, позаимствовал ряд положений у своего научного руководителя Веремьева. На сайте «Актуальная история» обличают в плагиате Владимира Мединского, нынешнего министра культуры.

«Господин Мединский в автореферате его диссертации, а следовательно, и в ней самой использовал не только общие термины, входящие в глоссарий любого историка, но и полновесные фрагменты текста чужих научных работ без оформления цитат из них. Причем составляющие в объеме от отдельных предложений до нескольких абзацев, что, конечно, сложно назвать «шаблонными фразами». Плагиат был выявлен в таких ключевых частях текста автореферата, как введение, формулировка актуальности темы диссертационного исследования, ее методологической базы, концепции проблемы диссертации и выводы из проведенного диссертантом исследования. Следует особо подчеркнуть, что в автореферате диссертации по истории допетровской России были использованы заимствования из исследований, посвященных отечественной и зарубежной истории гораздо более поздних эпох — от XVIII до ХХ столетий», — заявляют обличители и приводят сравнительную таблицу, в которой действительно можно усмотреть разительное сходство автореферата докторской диссертации Мединского с работами других авторов.

В научной недобросовестности упрекают даже, страшно сказать, Владимира Путина.

«Дмитрий Медведев решил бороться с плагиатом, с теми, кто не сам пишет диссертации, дипломы и книги. То ли по недомыслию, то ли случайно инициатива премьер-министра затронула Владимира Путина и еще многих высших чиновников из окружения президента и членов правительства. В 2006 году американская газета The Washington Profile опубликовала интервью с известными экономистами Джонсом Хопкинсом и Клиффордом Гэдди, которые уличили в плагиате будущего президента — Владимира Путина. По их мнению, «около 16 страниц скопированы из потрясающей книги экономистов Кинга и Клеланда без ссылок, цитат, указаний на источник», — пишет украино-российский портал «Гуляй-поле».

Не только российские политики позволяют себе научный плагиат. Так, в начале 2012 года разразился скандал вокруг докторской степени президента Венгрии Пала Шмитта. Еженедельник HVG сообщил, что его диссертационная работа 1992 года представляет собой плагиат работ болгарского ученого Николая Георгиева и немецкого Клауса Хейнеманна. 29 марта 2012 года докторский совет Будапештского университета медицины и спорта имени Игнаца Земмельвайса постановил лишить Пала Шмитта докторской степени. А 2 апреля несостоятельный доктор наук ушел в отставку с поста президента.

Имеется в виду кандидатская диссертация Владимира Путина, которую он успешно защитил в петербургском Горном институте в 1997 году. Название ее звучит так: «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений (Санкт-Петербург и Ленинградская область)». Гэдди раскритиковал диссертацию как «плохо организованную и плохо написанную» и заключил, что это — «диссертация по заказу»: «за нее уплатили, она сшита по мерке».

На этом фоне совершенно безобидно выглядит скромный подлог Жанны Водолазовой, руководительницы московского муниципалитета Щукино: ее обвиняют в том, что она представила фиктивный документ о высшем образовании.

Но для большинства «ученых» покупка громких званий обходится без скандальных последствий. Интернет переполнен предложениями «написать диссертацию под ключ» и оказать «помощь в защите». Раз есть предложение — значит, имеется спрос, и наоборот.

И тут возникает вопрос: зачем эти в большинстве своем немолодые, солидные, состоявшиеся люди тратят немалые деньги и рискуют репутацией, чтобы получить право называться «кандидатом» или «доктором наук»?

Сергей Жаворонков, экономист и политолог, отмечает, что Андрей Андриянов и его «товарищи по несчастью» в какой-то степени сами являются жертвами недобросовестных писателей диссертаций: «Те, кто обещал «диссертацию под ключ», не предупредили, что компонуются случайные работы и ссылки на несуществующие выпуски «Вестника Воронежского университета». Заказчики думали, что процесс будет честным».

«Мне хорошо известно, что рынок написания и защиты диссертаций существует, — говорит Жаворонков. — И он не обязательно включает в себя плагиат и фальсификацию — за хорошие деньги вам могут написать настоящую диссертацию, обеспечить ее ускоренную защиту и прохождение всех формальностей. Цены на этом рынке — если речь идет о настоящих работах — начинаются от 10 тыс. долларов. Понятно, что у многих чиновников, предпринимателей нет времени, чтобы самому писать диссертацию. Это трудоемкий процесс. В свое время я писал диссертацию, и это заняло несколько месяцев, в это время я больше ничем другим не занимался. Ну а, скажем, губернатор Белых не может позволить себе несколько месяцев сидеть в библиотеке, корпеть над источниками».

Сегодня, считает собеседник «Особой буквы», ученые степени сильно девальвировались. В советское время наличие степени кандидата, а тем более доктора наук означало солидную прибавку к зарплате, но в наши дни даже в государственных учебных заведениях, где эта практика сохранилась, надбавка за степень не играет существенной роли. Ученая степень стала в чистом виде вопросом престижа.

По словам Жаворонкова, к «великим ученым», обладающим высокими степенями, но не имеющим реальных печатных работ по специальности, в научном мире относятся скептически. Кроме того, есть риск оскандалиться и вне научного сообщества. Наш собеседник привел в качестве примера казус, приключившийся с «юристом» Рамзаном Кадыровым, который забыл, на какую тему «писал» диссертацию.

«Но если вы поумнее — вы в состоянии прочитать 20—30 страниц автореферата и смело говорить: да, я написал диссертацию, тезисы такие-то. Если человек далек от этой темы — вряд ли он вас поймает», — говорит эксперт.

Что касается Андриянова — химика, историка и общественного деятеля, то он, убежден Сергей Жаворонков, пострадал из-за неуживчивого характера. Если бы он не ухитрился нажить упорных врагов, которые не поленились съездить в Воронеж, проверить архив малотиражного «Вестника Воронежского университета» и выявить фиктивные выпуски, перспективный молодой ученый, наверное, продолжал бы блестящую карьеру.

Политолог считает, что нет нужды выдумывать некие сложные технологии по выявлению фальшивых «ученых», покупающих диссертации и степени, — липу и так легко выявить:

«Если у человека много работ по этой теме — значит, скорее всего, диссертация настоящая. А если это чиновник или генерал, у которого нет времени писать и нет сопутствующих научных трудов, — скорее всего, диссертация купленная. Общество просто должно поднимать таких персонажей на смех».

 

Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов

Комментарии

nutriter
«Политолог считает, что нет нужды выдумывать некие сложные технологии по выявлению фальшивых «ученых» покупающих диссертации и степени — липу и так легко выявить».
Действительно, вывить откровенную липу труда не составляет. Но это не относится к недобросовестным чиновника Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Минобрнауки РФ, которые открыто потворствуют интеллектуальным мошенникам и упорно отказываются адекватно реагировать на неоспоримые доказательства наглого диссертационного плагиата. Как свидетельствует известный ученый-медик проф. В.В. Власов, «опыт обращений в ВАК в связи с прохождением в диссертационных советах конкретных диссертаций, построенных на фальсификации и плагиате, или просто имеющих ничтожное научное содержание, говорит, что ВАК просто не отвечает на такие обращения и не реагирует на них»
http://www.biometrica.tomsk.ru/vak2007.htm
А вот признание члена экспертного совета ВАК член-корр. РАН Д.В. Трещева: «Практика показывает, что остановить диссертацию, признать её негодной совершенно невозможно. Потому что на более высоких уровнях в ВАКе этот процесс тормозится. И к нам в экспертный совет эта диссертация постоянно возвращается до тех пор, пока люди не устанут, не сдадутся и не признают её… на моей практике я что-то не припомню, чтобы мы взялись за признание диссертации не удовлетворяющей требованиям ВАК, и довели это дело до конца»
http://dis.finansy.ru/a/post_1323757026.html
В полном соответствии с этим хорошо отработанным ВАКовским сценарием развивается и ситуация вокруг одной диссертационной аферы, изложенная в открытом письме теперь уже бывшему председателю ВАК М.П. Кирпичникову на сайте
http://maxpark.com/user/1220335144/content/643159
Ожидать от чиновников положительного решения проблемы диссертационного плагиата не приходится уже по той банальной причине, что «коррупция на уровне тех, кто готовит работы, тех, кто апробирует, тех, кто утверждает, очень большая» (чл.-корр. РАО Куцев Г.Ф., Образование и наука, 2008. № 5, с. 18.).
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.