Первые сообщения о заторах на дорогах, вызванных обильным снегопадом, стали поступать еще в середине осени. Так, 15 октября образовалась пробка на участке трассы Иркутск — Чита. И по мере того, как зима наступала с северо-востока на юго-запад, в новостях зазвучали апокалиптические нотки.
Из-за снегопада, обрушившегося на столицу в четверг 29 ноября, почти на всем протяжении Московской кольцевой автодороги образовались гигантские пробки. Многокилометровые заторы возникли и на «радиальных» шоссе, как внутри МКАД, так и со стороны области. К ночи ситуация не изменилась. Многим пленникам дороги пришлось ночевать в своих автомобилях, а утром, кое-как развернувшись, ехать обратно на работу.
Более серьезная ситуация сложилась в Твери: из-за снежных заносов город оказался парализован. Не работал общественный транспорт, и людям пришлось месить сугробы, чтобы добраться в офис. Многие магазины встретили покупателей пустыми прилавками — не смогли подвезти товар. Нарушилась работа хлебозаводов, потому что муковозы застревали в снегу. Положение усугубила паника, охватившая людей. Не надеясь на скорое избавление, горожане бросились скупать продукты и товары первой необходимости. В некоторых районах области происходили отключения электроэнергии, а в Твери возникли проблемы с водоснабжением.
Но самые суровые испытания достались на долю тех, кто в эти дни ехал по трассе М-10 Москва — Санкт-Петербург. Там образовалась пробка, длина которой, по различным оценкам, составляла от 40 до 200 километров. Многим «посчастливилось» проторчать в заторе трое суток. Пробка начала рассасываться только в первой половине понедельника, 3 декабря. Но счастье продлилось недолго.
Как всегда в таких случаях, общество и власть ищут ответы на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». Есть разные версии. Говорят, за сутки выпала то ли полумесячная, то ли месячная норма осадков. Что, конечно, не рядовое событие, но и не катастрофа.
Звучали обвинения в адрес водителей фур, которые спровоцировали несколько пробок: пытаясь объехать своих застрявших коллег, они тоже останавливались. И эти обвинения справедливы.
Наверное, определенная доля вины лежит и на тех автомобилистах, которые не потрудились вовремя оснастить свои транспортные средства зимними шинами. Сыграла свою роль и специфика трассы М-10: она перегружена крупногабаритными фурами, поскольку основная часть импорта в европейскую часть России идет через «окно в Европу» — Северо-Западную таможню.
Все так. Никто с этим не спорит. Но ведь есть службы, которые обязаны обеспечивать чистоту дорожного полотна. И, что самое важное, они должны поддерживать шоссе в рабочем состоянии не только солнечным майским днем, а и в дождь, и в снег, и в слякоть. Так «репетиция конца света» в Твери прошла, по мнению жителей, не без участия руководства города.
«Удивляет малочисленность снегоуборочной техники, которую представляют «музейные экспонаты», этак середины прошлого века, — пишет блогер borisgurov. — Где же современные транспортеры, утюжившие тверские улицы еще прошлой зимой? Списали и продали в частные руки? Отправили в область, чистить чиновничьи дачи? Между тем прохожие винят в отсутствии снегоуборочной техники непосредственно губернатора Андрея Шевелева.
— Шевелев все отправил в Москву!
— А мэр Корзин не возразил?
— Не для того его в кресло посадили, чтобы возражать…
Что же, информация по Твери расходится быстро, и стены обладминистрации ей не преграда».
Зато областное руководство преуспело в пропаганде своих успехов. Точнее, перестаралось.
«Снегопад, обрушившийся на область, застал врасплох многих. Например, магазины одежды, не успевшие поменять осенний ассортимент на теплые куртки, и владельцев авто, забывших перейти на зимнюю резину», — пишет Юлия Новицкая для портала «Тверская жизнь». — Но не сотрудников тверского МУП «ЖЭК» — предприятия, занимающегося уборкой дорог: зиму они встретили, что называется, во всеоружии».
Далее, оттуда же: «Свидетельствую: накануне основных снегопадов, проезжая по Санкт-Петербургскому шоссе, одному их проблемных дорожных участков города, я увидела забытую за последние годы картину: на обочине высилась гора собранного за день снега. Все полосы были свободны для движения: тщательность уборки не вызывала сомнений. Увидев людей в оранжевых спецовках, не удержалась, спросила, как работается: «Стараемся. Времени на перекуры, как видите, нет», — последовал лаконичный ответ».
Статью с пафосным названием «На снежных рубежах» с сайта «Тверская жизнь» поспешили убрать, потому что на фоне сообщений об огромной пробке, протянувшейся через несколько областей, пионерски-бодрые заверения Новицкой звучали издевательством. Однако скриншоты попали в блогосферу — «дабы дурь каждого была видна». В результате творчество Юлии Новицкой получило много критических замечаний.
Трасса М-10 от Солнечногорска до Бологово на трое суток превратилась в зону бедствия. Десятки автомобилистов, которые никак не рассчитывали на такой экстрим, оказались заперты «в чистом поле» без еды и питья. О неизбежной в таком положении антисанитарии незачем и говорить. Владельцы придорожных кафе быстро оценили конъюнктуру и взвинтили цены. По свидетельству очевидцев, цена батона хлеба доходила до 100 рублей, стоимость порции «второго» — до 300–500.
МЧС развернуло возле трассы несколько питательных пунктов с полевыми кухнями, но правительственная помощь дошла не до всех. «Да какие *** кухни?! Моя полевая кухня у меня под спальником. Вчера, правда, там ничего не было. Так Боженька сжалился, прямо около меня «газелька» продуктовая застряла… Сам хоть закупился. Сейчас у меня богатый ассортимент: четыре мандаринки, банка тушенки, буханка хлеба и кусок колбасы», — рассказал журналистам «Комсомольской правды» один из дальнобойщиков.
На помощь пленникам трассы пришли спасатели-добровольцы. Но представители местных властей почему-то встретили их появление без особой радости:
«Видим правительственную машину с синим ведерком на крыше, тормознувшую добровольцев на инфинити… Выдали еще одному водиле воды и хлеба, садимся в машину, сзади подъезжает то же ведерко, крякает нам и мигает дальним светом… Из ведерка вытискавается амбал и что-то невнятно пытается объяснить, следом за ним является пред наши очи лицо, которое я до этого видел только в инете и по телеку, — его величество губернатор Шевелев, — цитирует Newsru.com запись Алексея Кобзарева. — Подходит, начинает орать на нас, что мы создаем пробку на трассе. У меня пропадает дар речи… Я, народ, мягко говоря, в шоке. Мы, тратя свое время, нервы, деньги, выполняем работу, за которую этот человек несет ответственность, остаемся виноватыми! Может, и снег мы организовали?»
Сейчас можно сказать, что ситуация разрешилась почти благополучно. Не было ни большого количества пострадавших, ни массовых беспорядков, и даже совокупный экономический ущерб не спровоцирует ту самую «вторую волну кризиса», которую мы ждем с лета 2009 года. Можно, кажется, вздохнуть с облегчением. Но зима только начинается…
Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева
Комментарии