На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

2 ноября 2024

Общество

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Расследование копейского инцидента пока породило больше вопросов, чем ответов

Игорь ВОЛКОВ,

«Особая буква»

Копейск и разменные монеты

Поборы, избиения и отказ в медицинской помощи, безосновательные заключения в ШИЗО и пытки — вот неполный список «воспитательных мер», которые применялись в ИК-6 в Копейске. Однако внятной реакции властей на вскрывшиеся факты пока не последовало.
Копейск и разменные монеты 4 декабря 2012
Сейчас в Следственный комитет поступили 356 жалоб из ИК-6. Но заявление — это еще не уголовное дело, и тем более не приговор суда. Единственная возможность обеспечить объективное разбирательство — отстранить от работы администрацию ИК-6 в полном составе (а не только начальника колонии, как требует прокуратура Челябинской области). Иначе, после того как общественный интерес к происходящему пойдет на спад, несколько жалобщиков получат телесные повреждения при падении с высоты собственного роста, кто-то умрет от сердечной недостаточности, а большинство признает, что их претензии были необоснованны.

24 ноября город Копейск Челябинской области прославился на всю Россию и даже за ее пределами. Заключенные шести отрядов в количестве примерно 250 человек устроили демонстрацию протеста. Они вышли на так называемый «режимный коридор жилой зоны» и выдвинули администрации ряд требований. Требовали установить 8-часовой рабочий день на производстве, освободить содержащихся в ШИЗО, а главное — прекратить поборы и пытки, которые в ИК-6 стали привычной практикой.

«Протестантам», у которых имелись нелегальные сотовые телефоны, удалось связаться с родственниками, и вечером того же дня возле колонии собралась группа поддержки. Заключенные растянули на крышах строений плакаты «Люди помогите», «Администр-я вымогает $, пытают, униж-т» и «Нас 1.500 человек» (орфография соответствует оригиналам — Ред.).

Стихийный митинг родственников и друзей заключенных разогнал ОМОН. В результате одна из женщин попала в больницу со сломанной ногой, а еще у одной, которая на тот момент была беременна, на следующий день произошел выкидыш. Среди пострадавших числятся и восемь бойцов ОМОНа.

Между тем в самой зоне акция протеста продолжалась еще сутки. В воскресенье 25 ноября в колонии был организован круглый стол с участием представителей прокуратуры, областного омбудсмена Алексея Севастьянова, родственников осужденных и самих зэков. Тогда и стали достоянием гласности подробности внутренней жизни исправительной колонии.

Заявление представителей ФСИН о том, что «бунт» спровоцировали «уголовные авторитеты», не выдерживает критики. ИК-6 — это колония для людей, впервые оказавшихся за решеткой. Никаких рецидивистов там нет, а если и есть, значит, ФСИН поместила их к «первоходам» незаконно.                 (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)

Пресс-служба ФСИН, разумеется, поспешила описать выступление «как надо». Акция неповиновения заключенных была спровоцирована «уголовными авторитетами», а за колючей проволокой бунт поддержали «пьяные прохожие». Что за удовольствие, напившись, прохаживаться возле КПП зоны, мудрецы из ФСИН объяснить не удосужились.

А между тем информация о преступлениях сотрудников колонии стала просачиваться за колючую проволоку гораздо раньше. Оксана Труфанова, сотрудница правозащитной организации «Русский вердикт», опубликовала в своем блоге сведения о том, какие «воспитательные меры» применялись к Даниилу Абакумову и Евгению Терехину.

Вот два фрагмента:

«В колонии №6 Копейска по отношению ко мне и другим осужденным регулярно применялись пытки холодом и голодом, — пишет Абакумов. — Нас подвешивали в обнаженном виде, приматывая скотчем к решетке, травили газом, на голову надевали металлический колпак, в который были встроены динамики, воспроизводившие звуки автомобильной сигнализации. Кроме того, применялось сексуальное насилие различными предметами... В ИК-6 меня били, предполагаю, что с левой стороны неоднократно были сломаны ребра (наверное, это легко доказать рентген-обследованием).

У меня есть серьезные опасения за свою жизнь и здоровье, а также за жизнь и здоровье второго свидетеля Олега Локтионова, который до сих пор находится в ИК-6, то есть его охраняют те, кого он якобы пытается оклеветать! Меня также в ближайшее время хотят этапировать обратно в ИК-6, сотрудники которой в деле по 306-й статье УК РФ, возбужденном в отношении меня, являются якобы потерпевшими!»

А вот via dolorosa Терехина — уже в изложении Труфановой:

«По словам Евгения Терехина и его родителей, которые прислали мне письмо, которое я так же здесь публикую, у него выбиты зубы, нарушена «мужская» функция и проблемы с мочеиспусканием — в каком состоянии были его половые органы после избиения, видно на видео. Ему требуется лечение! Однако его не спешат отправлять в больницу.

11 октября ночью Евгению стало плохо в СИЗО-3: болело внизу живота и в паховой области, боль была нестерпимая. Вызвали врача. Дежурный врач сделал запись в журнале. Назначили обезболивающее и антибиотики, обещали взять анализы, но так и не взяли...

Позавчера его опросил сотрудник ОСБ ГУ ФСИН по Челябинской области Корчагин Максим Петрович. А 26.10.2012 года его осмотрели судмедэксперт Ерохина Наталья Викторовна и стоматолог Колесникова Наталья Вячеславовна. Все это происходило в присутствии следователя, который проводит проверку по этим фактам пыток. Чикулин П.Г. (Копейский Следственный отдел). Будет удивительно, если они напишут заключение, что зубы у Терехина выпали сами...»

Активное вмешательство правозащитницы в ситуацию в копейской колонии не на шутку разгневало офицеров ФСИН. На сайте «Русского вердикта» она рассказывает, как один джентльмен угрожал ей по телефону: «Ты с криминалом связалась, знаешь, что это за твари, их давить надо вместе с женами и детьми! А тебе башку оторвать, чтоб знала, куда соваться не следует! Получила от ОМОНа пи…лей? Еще получишь!»

От его соратников приходили характерные SMS: «Посмотри в окно!», «Сесть еще успеешь», «Ходи и оглядывайся». Многолетнее общение со «спецконтингентом» дает о себе знать…

Между тем становились известны новые интересные подробности. Так, в свое время «Особая буква» рассказывала о «пыточном СИЗО» в Иркутске. По данным Газеты.Ru, добыча «царицы доказательств» с помощью пыток бытовала и на «шестерке»:

«Администрацию ИК-6 «прикрывают» не только непосредственное руководство в областном УФСИН, но и региональная прокуратура по надзору за соблюдением законов в местах лишения свободы и Следственное управление (СУ) Следственного комитета (СК). ИК-6 всегда была «пыточной» колонией, и все про это знали, но закрывали глаза, потому что учреждение — источник хорошей статистики для УФСИН и других правоохранительных органов. «Шестерка» славится хорошей раскрываемостью преступлений. Зэки под страхом быть избитыми или замученными подписывают все, что им суют, — явки с повинной, оговоры на незнакомых людей. С их помощью раскрываются так называемые «висяки», организовываются очные ставки. Из этого вырастает статистика, которая устраивает руководство УФСИН, прокуратуру и Следственный комитет — эти ведомства работают в спайке».

Кроме того, «энергичные методы» применялись и с более прозаической целью — вымогательства. Существующая в России практика оказания «гуманитарной помощи» спецучреждениям открывает широкий простор для практически законных поборов. Денежные средства, строительные материалы и тому подобное, формально поступающие в фонд колонии, фактически оказываются в распоряжении администрации, а ее сотрудники находят «гуманитарке» надлежащее применение.

По информации правозащитника Николая Щура, для того чтобы «сидеть хорошо», требовалось перечислить на спецсчет 50 тыс. рублей. Существовали свои расценки, например, на свидания — так, к моменту выступления заключенных за свидание нужно было заплатить 15 тыс. рублей.

Среди пыток, бытовавших в ИК-6, стоит указать пытки электротоком, «анальные досмотры» и такую экзотику, как пытку музыкой. Заключенным, находящимся в ШИЗО, включали на полную громкость одни и те же композиции — особой любовью тюремщиков пользовалась «Голубая луна» Бориса Моисеева. Известно, что подобные «концерты» могут очень быстро довести человека до невменяемого состояния.

Применялись и более жесткие методы: сообщается о «пытке децибелами», когда на голову надевают железное ведро с наушниками и громко включают музыку.

Возможно, любителям проводить эксперименты над людьми скоро придется понести за это ответственность. Сейчас, как сообщает «Российская газета», в Следственный комитет поступили 356 жалоб из ИК-6. Среди них 253 заявления о физическом насилии и пытках, 161 — о вымогательстве, 28 — о нарушении трудовых прав, 20 — о ненадлежащей медицинской помощи.

Но заявление — это еще не уголовное дело, и тем более не приговор суда. Единственная возможность обеспечить объективное разбирательство — отстранить от работы администрацию ИК-6 в полном составе (а не только начальника колонии, как требует прокуратура Челябинской области). Иначе, после того как общественный интерес к происходящему пойдет на спад, несколько жалобщиков получат телесные повреждения при падении с высоты собственного роста, кто-то умрет от сердечной недостаточности, а большинство признает, что их претензии были необоснованны.

Как заявил один фсиновский чин, «если на человека жалуются, значит, он заключенным неугоден в том, чтобы творить свои «черные» делишки, значит, он хорошо работает!».

 

Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов

Комментарии
Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости