— Нужны ли такие долгие выходные, ведь нигде в мире такого нет?
Здесь может быть несколько точек зрения. Да, конечно, человеку трудно перестраиваться. Подавляющее большинство людей обладают так называемой вязкостью нервно-психических процессов, инертностью, как говорят специалисты. Если работаешь — так работаешь. Отдыхаешь — так все время хочется все дольше и дольше отдыхать.
В этом смысле длительные выходные, конечно, развивают эту мощную инерцию потребности в отдыхе. Очень сложно будет перестроиться, включиться в грядущие деловые дни и месяцы.
Однако сказать, что это однозначно плохо, тоже трудно. Пусть в Европе и не отдыхают так долго, но они так долго и не работают. Это миф, что европейцы трудолюбивее нас, что в цивилизованных странах Запада самоотдача трудовая. Напротив. Сейчас многие россияне, работающие за рубежом, недоумевая, разводят руками, что выходцам из России или из Китая ничего не стоит работать по 12, по 16 часов в сутки, если стоит задача. А тот же самый голландец в девять часов пришел на работу, в 18 часов по сигналу будильника встал и ушел. Ему не важно, многим из них не важно, что значительная часть ее перепадает на других.
Мы уж если отдыхаем, то отдыхаем. Но и работаем тоже с огоньком.
Повторю еще раз: примером трудолюбия для нас, ленивых русских, западный мир не является, это скорее один из мифов, которые наша современная жизнь с ее постоянной конвергенцией, взаимным проникновением развенчивает.
— С чем связано то, что в такие длительные праздники увеличивается количество самоубийств и попыток суицида?
Здесь надо сказать об очень важном факторе, который всех нас поддерживает на плаву. Это единение, общение с окружающими людьми.
Как ни парадоксально звучит, но в праздники очень многие люди остаются в одиночестве. Особенно те, которые и в будни-то не входили в прочные компании, в коллективы, не были поддержаны друзьями, родственниками.
Так случается, что шумная компания отправляется на отдых или занимается активным приготовлением праздничного стола, наряжанием елки, а кого-то забыли, а кто-то в одиночестве, а кто-то, уставившись в свою тарелку и телевизор, вдруг остро ощущает, что он никому не нужен. Это ощущение ненужности, оторванности, отгороженности, конечно, ведет к нарастанию депрессии. В эмоциональные отношения, в отношения человеческие в бытовом понимании человек не включен. Это сказывается особенно остро в часы праздников.
— На ваш взгляд, вообще, умеют ли россияне праздновать?
Нет, не умеют. Празднуют очень бурно, но некультурно, к большому сожалению. Перебарщивают с едой, со спиртными напитками. Кидаются в праздник, как в прорубь с головой, особенно в зимние праздники, в прямом и переносном смысле.
Конечно, я не могу сказать обо всех россиянах — разумеется, и среди нас есть люди, примеру которых следует подражать. Мы могли бы гораздо больше удовольствия получить от праздников. В частности, объединиться семьей, объединиться с друзьями, с которыми так трудно взаимодействовать, когда ты занят будничной работой.
— А почему наши люди ведут себя именно так?
Сложно однозначно сказать. Я обратил внимание на то, что россияне не готовятся к празднику. Все буквально запрыгивают в последний вагон. В последний день покупаются подарки. За два часа до курантов наряжается елка. Вдруг выясняется, что чего-то нет, а чего с избытком. Словом, эта вечная какая-то спешка, будничная, мешает предвкушению праздника. А самое главное в празднике — в первую очередь это предвкушение, подготовка, когда ты понимаешь, что самое лучшее, как тебе кажется, еще впереди.
Вот этого нет, у нас это все редуцировано. И такое впечатление, что мы пытаемся восполнить упущенное, все и сразу. Недаром наш символ Нового года — салат оливье, куда напихано все и сверху торчит петрушка.
— На западе Рождество главный праздник, а не Новый год. Есть ли у нас традиции празднования Рождества? Нужно ли нам это?
Рождество, безусловно, связано с религиозной традицией. Это праздник, прежде всего, верующих. Так воспитывалась значительная часть Запада. Это протестантские общины, которые выживали долгие столетия, как известно, только своим объединением одинаково верующих, по сути дела, еретиков для тех традиционных вероучений. Их объединение было фактором выживания. Вот эта семейно-соседская протестантская община, разумеется, имела свой главный праздник — Рождество Христово. Я думаю, что именно эта традиция продолжает жить на Западе.
У нас всегда сильна была православная религия, но не будем забывать, что в советские времена влияние церкви на общество было существенно редуцировано. Сейчас церковь пытается восстановить свое влияние, но это только начало пути. Церкви еще предстоит завоевать доверие как объединительного фактора общества. Не все у нее получается, мы это констатируем. В том числе памятные скандалы прошедшего года.
Для истинно верующего человека Христос никогда не умирал и всегда существовал. Поэтому праздник именно Рождества как такового — это скорее церковный праздник, это праздник традиционный корпоративный церкви и паствы. Вот с этим у нас пока, как мне представляется, не все завершено, если вообще стоит это доводить до какого-то логического завершения. У нас светское государство.
Наша светскость, наша определенная лихая анархия выражается в том, что мы готовы объединиться вокруг праздничного новогоднего застолья, оставаясь при этом достаточно свободными личностями, что бы о нас ни думали и ни говорили окружающие.
— Не порождает ли праздник Рождества Христова межрелигиозной розни? Как чувствуют себя в Рождество атеисты, мусульмане — все нехристиане?
Разумные иерархи церквей, конфессиональных объединений — и мусульмане, и иудеи, и православные, и католики, и так далее — они все провозглашают как раз сотрудничество церквей, потому что очень многие этические принципы, которые провозглашают различные религии, одинаковы для всех людей. И в этом смысле у всех гораздо больше шансов примирения, объединения и совместного торжества. Это объективно, если бы управление отношениями было поставлено на должную высоту.
Но, к сожалению, это примитивное понимание, убогое понимание толерантности (а по-другому не скажешь — я имею в виду в отношении убожества) приводит к тому, что вместо объединения людей разных культур, верований, цвета кожи и ментальностей между ними сеют рознь.
С какой стати запрещать христианские рождественские праздники с их атрибутикой, какое оскорбление это наносит мусульманам, я не знаю. То же самое для меня как для христианина: атрибутика мусульман имеет возвышенное и благородное значение, если она никому не навязывается. Если она не используется не в качестве религиозной атрибутики, а в качестве какого-то жупела, в качестве какого-то копья, которое направлено на инаковерующих.
Надо с конфликтами нам разбираться, надо разделять зоны ответственности между людьми и группами людей, а не запрещать что-то или разрешать. Никаких ложных преференций здесь быть не должно.
Должна быть культура религиозная, безусловно, потому что все — мусульмане, христиане, иудеи, буддисты — говорят об одном и том же, может быть, немного на разных языках. Они защищают человека, они защищают высокие отношения между людьми, идеал отношений. И никто никогда не натравливает одну религию на другую. Этого нет ни в Коране, ни в Торе, ни в Евангелии. Если такое происходит, то это уже эксцесс исполнителей, как говорят управленцы.
— И последнее. Посоветуйте, как правильно психологически выходить из таких длинных праздников. Что делать работающему человеку?
Я думаю, что праздник, конечно, не надо смешивать с рабочими буднями. Я никому не порекомендую часть праздников посвятить работе и так далее. Праздновать так праздновать. Другое дело, отчего бы я предостерег.
Мозгу на самом деле все равно, на работе ты получаешь впечатления или в режиме отдыха. Мозг реагирует на то, много ли информации в него приходит или мало. Информация должна приходить в мозг равномерно в течение всего года. А будут ли это рабочие документы, которые ты прорабатываешь, или будет это просмотр фильмов, посещение музеев, выезд на какую-то культурную программу в зарубежной стране, которую ты смог себе позволить, — это все равно. Лишь бы уровень активности мозга не претерпевал таких резких колебаний. Тогда и выходить из праздников как-то специально не придется.
Материал подготовили: Елена Николаева, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии