А Б В Шрифт

Убит известный криминальный авторитет Аслан Усоян по прозвищу Дед Хасан

Игорь ВОЛКОВ,

«Особая буква»

Пуля в авторитете

В Москве убит криминальный авторитет Дед Хасан. Возвращение, казалось бы, ушедших в прошлое разборок свидетельствует о том, что у силовиков либо нет ресурсов для контроля над ситуацией, либо они целенаправленно разжигают вражду группировок.
Пуля в авторитете 16 января 2013
Аслан Рашидович Усоян — так на самом деле звали Деда Хасана, — выходя из ресторана «Старый фаэтон», что на Поварской улице в центре столицы, попал под огонь киллера. Стрелок работал с крыши соседнего дома. Разные СМИ сообщают о различном оружии, которое использовал преступник: по мнению одних, убийца стрелял из снайперской винтовки, по данным других — из автомата. Усоян был ранен в грудь и в живот; кроме него ранение в живот получила случайная прохожая. При этом полиция утверждает, что Усояна убили одним выстрелом. Это произошло примерно в половине третьего 16 января. Через некоторое время авторитет, не приходя в сознание, скончался в палате неотложной хирургии Боткинской больницы. Киллер, само собой, скрылся.

Это не первое покушение на жизнь Деда Хасана. По данным Weekjournal.Ru, до сего дня его пытались убить трижды. Предпоследний раз в него стреляли 16 сентября 2010 года в Москве. Тогда серьезно раненый авторитет был направлен в Боткинскую больницу, где находился под усиленной охраной. Кроме того, в первые дни МВД запустило дезинформацию, будто Дед Хасан погиб: это было сделано с той целью, чтобы у заказчиков не возникло соблазна его добить. Спустя два с небольшим года наемный убийца сработал более результативно.

Аслан Усоян родился в 1937 году в Грузинской ССР, а первый раз был арестован в возрасте 19 лет за сопротивление сотрудникам милиции. Позже его осудили за грабеж и за спекуляцию, а во время отбытия очередного срока он получил воровскую «корону» от Давида Шаумянского и Михрача «Фартового».

Лихие 90-е ознаменовались конфликтом Деда Хасана и Рудика Бакинского (Рудольфа Оганова, лидера одной из армянских ОПГ). Предметом разногласий стало крышевание бизнеса в Краснодарском крае. Конфликт разрешился «сам собой» в связи со смертью Оганова: в 1999 году его расстреляли в одном из придорожных кафе возле МКАД. В армянского авторитета выпустили около 40 пуль.

В 2006 году Дед Хасан поссорился с кланом Тариэла Ониани, известного в определенных кругах как Таро. На сей раз авторитеты не смогли договориться, кто будет присматривать за активами Шакро Молодого (Захария Калашова), находившегося под арестом в Испании.

В 2008 году стало известно, что очередная зимняя Олимпиада состоится в субтропическом городе Сочи, и лидеры российских криминальных кланов принялись решать вопрос о контроле средств, выделяемых на эту стройку века. В олимпийском споре сторону Деда Хасана принял известный многим Вячеслав Иваньков, он же Япончик. По мнению аналитиков, именно сотрудничество с Дедом Хасаном стоило Япончику жизни в 2009 году. Его убийство также связывали с кланом Таро.

Стоит отметить, что сам Тариэл Ониани в это время находился в заключении. 13 июня 2009 года, примерно за полтора месяца до покушения на Япончика, Хамовнический суд Москвы санкционировал арест Тариэла Мулухова: по мнению правоохранителей, такой псевдоним взял себе Тариэл Ониани. Мулухова-Ониани обвинили в похищении человека. 19 июля 2010 года суд приговорил его к 10 годам лишения свободы. В марте 2011 года Ониани экстрадировали в Испанию по запросу правоохранительных органов этой страны.

Убийство Аслана Усояна уже связывают с именем Ониани. Конечно, точный ответ о его причастности или непричастности к этому преступлению может дать только детальное расследование случившегося. Хотя ни для кого не является новостью, что криминальные лидеры управляют своими «империями», даже находясь за решеткой.

Но, независимо от того, кто стоит за убийством Деда Хасана, новое громкое преступление подтверждает одну весьма невеселую тенденцию. В России после краткого перерыва в середине прошлого десятилетия снова входят в моду острые «споры хозяйствующих субъектов», главным аргументом в которых становится мина или пуля. Из того, что в последние годы все чаще происходят подобные преступления, напрашиваются два вывода. Либо МВД и ФСБ не располагают достаточными оперативными возможностями для их предупреждения, либо намеренно стравливают криминальных авторитетов, провоцируя их на взаимное уничтожение.

Но можно взглянуть на проблему и под другим углом. После предпоследнего покушения на Аслана Усояна журналист Максим Шевченко написал статью, в которой он рассуждает о месте «теневого бизнеса» в мировой экономике.

«В современной финансовой системе капитализма… задача так называемого криминального бизнеса, неразрывно связанного со светлой частью мировой экономики, причем везде: и в США, и в Европе, и в России, — это прежде всего оборот наличных денег.То есть цель теневой части мировой экономики — нелегальный оборот огромных сумм наличности, который невозможен в так называемых современных цивилизованных государствах и в которых правящие элиты этих государств экономически и политически нуждаются». Соответственно, нужны люди, которые возьмут на себя «перекачку легальных денег в нелегальные для осуществления политической и экономической экспансии в разных точках земного шара».

Покушение на Деда Хасана, случившееся в 2010 году, Шевченко связывает с «чисткой в московских авгиевых конюшнях». Напомним: осень 2010 года — это разгорающийся конфликт между федеральной властью и московским правительством, завершившийся поражением последних в лице Юрия Лужкова и его команды.

«Уверен, что покушение на Деда Хасана — это предупреждение о том, что шутки кончились, что высшая власть настроена на серьезные дела. И прозвучало оно именно сейчас по отношению к такому влиятельному и, безусловно, уважаемому человеку, каким является Аслан Усоян», — писал Шевченко.

Что ж, теперь уже точно не до шуток…

Алексей Кондауров, генерал-майор ФСБ в отставке, к которому «Особая буква» обратилась за комментарием, все же склонен рассматривать ситуацию с убийством Деда Хасана с точки зрения проблемы недостаточной компетентности правоохранительных органов, а не с позиции неких «чисток авгиевых конюшен».

«Я не знаю, имеет ли отношение МВД к убийству этого самого Деда Хасана, но для меня очевидно: у МВД достаточно оперативных возможностей в этой среде, чтобы знать, что такого рода преступления могут готовиться. Не обо всех, но о некоторых они должны быть информированы. Если же они не располагают такого рода информацией,  считать, что у МВД и ФСБ хорошие или очень хорошие оперативные позиции, не приходится», — говорит он.

В свое время бытовала популярная «городская легенда» о «Белой стреле» — не то террористической группировке, не то законспирированном спецподразделении в рядах МВД. Эта «Белая стрела» якобы занималась целенаправленным уничтожением криминальных лидеров. Кондауров сомневается, что подобная группировка существует и имеет отношение к убийству Усояна. Но, по мнению нашего собеседника, если подобная «структура» не легенда — скорее всего, ее создали не «рядовые» оперативные сотрудники, а высокопоставленные офицеры.

«Эти структуры тоже позволяют — если они существуют — контролировать часть организованного преступного мира и решать задачи, связанные с удержанием преступного мира не только в рамках закона, но и в рамках страха», — отмечает Кондауров.

Однако, отмечает он, «эскадроны смерти», если они действительно существуют, действуют вне правового поля: «И это все может приводить к очень серьезным эксцессам и к желанию у определенной части тех, кто контролирует этот процесс, использовать такого рода силовые структуры в интересах, не связанных с правопорядком. Такая структура — кто бы ей ни управлял, криминал или правоохранительные начальники, — всегда это часть криминального мира», — уверен Алексей Кондауров.

 

Материал подготовили: Игорь Волков, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.