Резонансный закон о митингах, нормы которого стали предметом рассмотрения в КС РФ, был принят парламентом летом 2012 года, несмотря на резкое сопротивление оппозиции. Документ, рядом с которым часто стоит эпитет «драконовский», был ответом власти на беспорядки в ходе майского «Марша миллионов» в Москве. Закон увеличил штрафы за нарушения во время массовых мероприятий для граждан — до 300 тыс. рублей, а для должностных лиц — до 600 тыс. Были введены и обязательные работы на срок до 200 часов.
Вскоре после вступления закона в силу с жалобой на его нормы в КС обратился один из лидеров «Другой России» Эдуард Лимонов, а также ряд депутатов Государственной думы от «Справедливой России» и КПРФ.
14 февраля Конституционный суд огласил постановление. Победу праздновать не пришлось ни партии власти, ни оппозиции. Последним не удалось доказать незаконность принятия закона из-за нарушения регламентных процедур. Однако суд предписал Госдуме внести изменения в регламент нижней палаты и определить порядок ускоренного принятия закона.
В то же время минимальный размер штрафа, установленный в «антимитинговом» законе, признан не соответствующим Конституции, поскольку «не позволяет учесть все обстоятельства дела и обеспечить должную индивидуализацию ответственности». Парламентариям в ближайшее время предстоит скорректировать КоАП, а до этого времени суды вправе назначать штрафы ниже предусмотренного минимального размера.
Не соответствующими Конституции признаны и обязательные работы для нарушителей правил проведения митингов за формальные нарушение правил мероприятия. Причина такого решения в том, что, по мнению судей, данный вид наказания может назначаться только за причинение вреда здоровью или ущерба имуществу и иные подобные последствия массовых акций.
Еще один важный пункт касается ответственности организаторов акции за поведение отдельных участников публичных мероприятий. Нельзя перекладывать ответственность на организаторов, решили судьи КС, а возмещать ущерб обязано государство, но никак не организаторы акций.
Не удалось оппозиционерам оспорить нормы, запрещающие агитацию до согласования акции. КС постановил, что в противном случае власти не смогут «выполнить свои обязанности по обеспечению права граждан на мирное собрание». Также организаторам акции запрещается безосновательно отказываться от предложенных чиновниками вариантов проведения мероприятий.
Депутат от «Справедливой России» Илья Пономарев говорит, что победой постановление Конституционного суда он назвать не может, но и поражением оппозиции оно не стало.
КС увидел ущемление прав граждан в принятых поправках, но только в части размера наказаний за нарушения на митингах. Квалифицирующие признаки нарушений были признаны соответствующими Основному Закону страны. «С моей точки зрения, это совершенно неправильно, потому что тут не столь важно, на сколько тебя накажут, а важно, признают ли твои действия законными или незаконным. Хотя и сумма штрафа, конечно же, имеет значение. Между 500 рублями и 500 тысячами есть разница», — говорит парламентарий.
Тем не менее постановление КС дает возможность добиться снижения штрафов. «И мы, безусловно, это сделаем. В ближайшие дни внесем соответствующие поправки в КоАП, опираясь на постановление», — обещает Пономарев. А процедурные моменты принятия закона, отмечает он, будут обжаловаться уже в Европейском суде по правам человека.
«В постановлении много правильных слов, но это все рюшечки-бантики. Главное, что в целом закон признан конституционным. КС показал, что является частью действующей вертикали власти и отрабатывает те задания, которые приходят сверху. Однако при этом он еще пытается сохранить лицо и видимость былой независимости», — уверен наш собеседник.
Материал подготовили: Ксения Федорова, Мария Пономарева
Комментарии