А Б В Шрифт

Депутат Сергей Железняк собирается обложить налогами блогеров

Игорь ВОЛКОВ,

«Особая буква»

Налоговики просятся во френды

В идее взимать налог с доходов от «монетизации» блогов, сколько бы ни возмущались сами блогеры, есть рациональное зерно. Однако ее воплощение в жизнь столкнется с многочисленными трудностями.
Налоговики просятся во френды 21 февраля 2013
Все попытки зарегулировать блогосферу с целью политического надзора или взыскания «ясака» в казну наталкиваются на неустранимое препятствие: отсутствие четкого правового статуса аккаунтов в социальных сетях.

Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк решил, что государству пора вмешаться в отношения блогеров и рекламодателей. В настоящее время многие владельцы блогов зарабатывают на размещении рекламы в своих аккаунтах и при этом, считает Железняк, утаивают выручку от государства. Оплаченная реклама, как явная, так и скрытая, может появляться только после заключения договора владельца ресурса с рекламодателем, убежден парламентарий.

«Рекламная деятельность является коммерческой деятельностью, и отсутствие цивилизованного налогообложения создает неравноправные условия для конкуренции», — цитирует его газета «Коммерсантъ».

В настоящее время, сообщил прессе единоросс, его законопроект проходит экспертное обсуждение, затем будет вынесен на широкое общественное обсуждение, и только после этого поправка в налоговое законодательство поступит на рассмотрение Госдумы.

СМИ отмечают, что подобные идеи возникают с известной периодичностью: так, возможность обложить налогом блогеров-«монетизаторов» обсуждалась в Государственной думе еще летом. Ожидалось, что законопроект будет рассмотрен осенью. Однако в осеннюю сессию законодателей отвлекли другие дела.

Идея Железняка вызывает множество вопросов. С одной стороны, если блог является рекламной площадкой и приносит доход, то действительно имеются все основания требовать налоги с этого дохода. Неясно одно: с кого требовать налоги?

По закону аккаунт не принадлежит ни юридическому, ни физическому лицу. Он даже де-юре не считается средством массовой информации, хотя де-факто давно является таковым. Доказать, что данную конкретную запись рекламного характера сделал данный конкретный гражданин, весьма затруднительно. Если сам предполагаемый владелец аккаунта не спешит идти с повинной головой, для установления авторства потребуется детальное расследование. И не факт, что оно даст результат. Ведь если запись сделана, например, из интернет-кафе, можно отговориться тем, что некие злые люди украли пароль и похозяйничали в чужом аккаунте.

Топовые блогеры официально сотрудничают с брендами и публикуют рекламу на договорных условиях. Так, 21 февраля Рустем Адагамов начал рекламировать в своем блоге услуги компании «Связной Трэвел». Баннер с рекламой агентства уже занял свое место на первой странице дневника drugoi.livejournal.com. В начале января из-за скандала после обвинений Адагамова в педофилии контракты с ним расторгли ВТБ и «МегаФон». Судя по всему, обвинения против блогера не подтверждаются. Доказательством этого стал договор между ним и компанией «Связной Трэвел», в рамках которого drugoi будет публиковать информацию о спонсируемых агентством путешествиях. Финансовая сторона сделки не освещается. Адагамов объявил, что помимо «Связного» готов сотрудничать и с другими компаниями, назвав число подписчиков на свои аккаунты в «Живом журнале» и Facebook.

Возможно, господин Железняк и его соратники действуют с дальним прицелом — якобы во имя собираемости налогов от «монетизации» блогов ужесточить правила регистрации в соцсетях. Чтобы гражданин, заводя аккаунт, указывал бы паспортные данные, адрес постоянной регистрации и ИНН. Тогда ни один баннер не ускользнет от внимания налоговой инспекции. В существующих же условиях установить реальную принадлежность аккаунта — задача не из простых.

Кроме того, нужно будет доказать, что данная запись действительно является оплаченной рекламой. Даже если в посте висит баннер с активной ссылкой, владелец аккаунта может отговориться тем, что «запостил» баннер для красоты. А ссылку поставил абсолютно бесплатно, по собственной прихоти. Закон этого не воспрещает.

Еще труднее выявить так называемую скрытую рекламу, product placement.

Иногда, конечно, не заметить placement невозможно — когда вы смотрите современный российский фильм, читаете роман писателя Минаева или нашли во френдленте такую запись:

«Вчера мы с женой вернулись из путешествия в Египет, куда ездили по путевке туркомпании «Руссо туристо». Когда пойдете на пляж, не забудьте крем от загара «Мшистая свежесть». Было круто! В Шарм-эль-Шейхе мы отравились шавермой но вовремя приняли по таблетке «Небурлит», и уже через пять минут все было океюшки! Фотки в следующем посте! Кстати, не подскажете, где купить хорошую зимнюю резину для моей тачилы? Я недавно отремонтировал ее в автомастерской «Ржавая жестянка», а про зимнюю резину забыл…»

Да, примерно так выглядит «непринужденная» реклама в блогах тех людей, которые пытаются заработать с помощью посреднических систем в Интернете: полуграмотные восторженные наборы букв, пересыпанные брендами и активными ссылками. Но бывает и так, что блогер рекомендует своим читателям удобную обувь или надежный фотоаппарат, потому что сам протопал в этих ботинках две тысячи километров или нащелкал своей «зеркалкой» терабайты отличных кадров. Или приглашает их в закусочную, которую открыл его друг. Разумеется, он делает это совершенно бесплатно. Но как это доказать?

Да, еще одна проблема, которая встанет перед сотрудниками фискальных органов, — доказать, что запись действительно была оплачена. Взаиморасчеты в Интернете ведутся в электронных деньгах, и, если пользователь не авторизовал свой кошелек, связать их будет нелегко

Итак, резюмируем. С какими проблемами столкнутся сотрудники фискальных органов, которые начнут охотиться на налоговых уклонистов из блогосферы? Нужно будет доказать, что данный конкретный аккаунт принадлежит данному конкретному гражданину и что именно он сделал запись, являющуюся предметом спора, и получил за нее деньги. Более того, нужно будет доказать, что средства, поступившие на электронный счет вскоре после публикации этой записи, — действительно плата за рекламу, а не подарок от неизвестных поклонников…

И наконец господин Железняк в известной степени ломится в открытую дверь. Дело в том, что топ-блогеры, имеющие десятки тысяч подписчиков, действительно публикуют рекламные материалы и заказные статьи. Но они давно легализовали свои отношения с рекламодателями и с государством.

«У меня все доходы от рекламы проходят через мое ИП, я частный предприниматель, я плачу с них налоги каждый квартал. Так же делают все, кого я знаю», — рассказал «Коммерсанту» блогер Рустем Адагамов.

Андрей Гасович, главный специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению ООО «Стратегия учета», тоже оценил предложение Железняка скептически:

«Начнем с того, что Федеральный закон о рекламе №38-ФЗ от 13 марта 2006 года вообще ничего не говорит о налогообложении рекламной деятельности. Эта сфера регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации. Насколько мне известно, налоговое законодательство вообще никак особо не выделяет рекламную деятельность среди других видов коммерческой деятельности в плане налогообложения. Об этом говорит и мой личный опыт работы в организации, которая занималась рекламой в Интернете. Да, бизнес весьма прибыльный, но его налогообложение осуществляется в общем порядке, и отношения с ИФНС у нас были замечательные».

Как напоминает наш эксперт, блогеры в подавляющем большинстве являются физическими лицами — резидентами Российской Федерации. Поэтому на них лежит обязанность уплачивать налог на доходы физических лиц (глава 23 Налогового кодекса РФ). Доходы, получаемые блогерами от рекламы, должны облагаться НДФЛ в общем порядке. Поэтому придумывать какой-то новый закон о налогообложении доходов от рекламы, получаемых блогерами, смысла нет. Все уже давно придумано.

«Однако, — отмечает Гасович, — в реальности никто из блогеров налог не платит и в декларациях рекламный доход не указывает. Происходит это по нескольким причинам. Во-первых, доход от рекламы настолько незначительный, что о нем просто забывают. Во-вторых, доход получают в неденежной форме (типа жетонов в «ЖЖ») и в той же форме его расходуют. Формально это вполне обычный доход, подлежащий налогообложению, но доказать это миллионам блогеров не представляется возможным. Наконец, согласно НК РФ, плательщиками НДФЛ являются физические лица, а привязать конкретное физлицо с именем, адресом, ИНН и прочими атрибутами к аккаунту в «ЖЖ» или «Фейсбуке» чрезвычайно сложно, если сам владелец аккаунта этого не пожелает. Для налоговых органов не секрет, что значительная часть доходов физических лиц уходит от налогообложения, в том числе и доходы от разного рода интернет-бизнеса. Но сделать налоговики с этим ничего не могут, да и не стремятся, поскольку расходы на сбор этих налогов существенно превысят полученную в бюджет сумму. Некоторые налоги в РФ даже были отменены по причине высокой стоимости их администрирования — например, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения».

Гасович расценил инициативу Железняка как «бессмысленное сотрясание воздуха», которое служит одной цели: «напомнить общественности и вышестоящим лицам, что такой депутат существует и даже имитирует бурную законотворческую деятельность».

 

Материал подготовили: Игорь Волков, Мария Пономарева, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.