А Б В Шрифт

Убийства детей: сезонные обострения у психически больных, разгул криминала или равнодушие общества?

Комментирует Дмитрий Горовцов,

депутат Госдумы, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции

Цветы жизни на могилу

Правоохранители предупреждают граждан о грядущем весеннем обострении у психически больных и просят беречь детей. Граждане, в свою очередь, предупреждают правоохранителей о постоянном ухудшении криминогенной обстановки.
Цветы жизни на могилу 25 февраля 2013
Официальный представитель Следственного комитета РФ через СМИ напомнил о серии совершенных против детей преступлений — за две недели в стране жестоко убиты три ребенка — и спрогнозировал, что дальше может быть еще хуже в связи с весенним обострением у психически неуравновешенных граждан. На первый взгляд кажется, что этим заявлением правоохранители перекладывают с себя груз ответственности за маленьких россиян на плечи их семей. Но в участившихся преступлениях против детей виноваты все: власть, не справляющаяся с разгулом криминала, родители, отпускающие детей одних на улицу, общество, в котором принято не вмешиваются в «чужие проблемы», даже если на глазах у прохожих странные люди куда-то уводят доверчивого ребенка.

 

Еще в 1992 году в МВД России была принята программа проведения научно-практической разработки поисковых психологических портретов неизвестных преступников, совершающих серийные преступления против личности. В НИИ МВД РФ был создан отдел психофизиологических проблем раскрытия преступлений и анализа преступного поведения, основным объектом работы которого являлись преступления, содержащие признаки серийности. Из работников ряда подразделений МВД, сотрудников Генеральной прокуратуры и научно-исследовательских учреждений Минздрава была сформирована постоянно действующая рабочая группа. В ее состав наряду с работниками упомянутого отдела НИИ входили группы из отдела судебно-психиатрических экспертиз Федерального центра им. Сербского и лечебно-реабилитационного центра «Феникс» из Ростова-на-Дону. В 1994 году были введены в эксплуатацию созданные в ГИЦ ГУУР и НИИ МВД автоматизированные системы «Насилие» и «Досье» Федерального банка криминальной информации, предназначенные для сбора и первичного анализа необходимых поисковых сведений. Какова судьба этих групп и начинаний, работают ли они сейчас, неизвестно.

Убийство в Уссурийске восьмилетней школьницы — уже третья за последние две недели трагедия — заставила официального представителя Следственного комитета обратиться к родителям.

«С учетом того, что с наступлением весны обостряются психические заболевания и на улицах может появиться больше людей с неустойчивой психикой и склонных к таким преступлениям, мы призываем, прежде всего родителей, преподавателей, педагогов, которые работают с детьми, быть внимательными и даже бдительными, — сказал Интерфаксу Владимир Маркин. — Найдите возможность проводить ребенка, даже если маршрут вам кажется безопасным. Минутное легкомыслие может обернуться непоправимой трагедией».

Маркин призвал еще раз объяснить детям прописные истины о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми на улице, садиться в чужие машины. «Только все вместе мы сможем помешать потенциальным маньякам и убийцам планировать и совершать страшные преступления против наших с вами детей», — подытожил он.

Это тот редкий случай, когда с представителем СКР хочется безоговорочно согласиться. Но, как всегда, есть несколько «но».

Первое: психологи убеждены, что рассказывать об опасностях общения с «чужим дядей» малышам необходимо, однако беда в том, что в силу особенностей детской психики эти предупреждения не всегда действуют. До определенного возраста детки не верят в серьезность запретов и «страшилок».

Кандидат медицинских наук Юлия Сучкова рассказала «Особой букве», как она воспитывала собственного сына:

«Изначально я понимала, что голословные утверждения типа «тебя заберут и увезут» на мальчиков и девочек не действуют. Сыну я много раз объясняла, что нельзя разговаривать с неизвестными, отвечать на их вопросы и открывать им дверь. После чего просила друзей, которых мой ребенок не знал, подойти к нему. И он все равно с ними общался! Так что просто разговорами тут не обойтись — нужно что-то более сильное, вызывающее у детей испуг. Только наглядный урок и страх родительского наказания могут помочь».

Кроме того, по мнению нашей собеседницы, нужно в принципе запретить детям до 13 лет смотреть фильм «Один дома» и подобные. «Лет до 10 мальчики искренне верят, что они способны расправиться с преступниками, как это они видят в кино. Более того, они даже желают оказаться в подобной ситуации, чтобы героически из нее выйти», — объясняет Сучкова.

Так что, конечно, родительские наставления будут не лишними, но уберечь детей от насилия лишь с их помощью невозможно.

Второй момент: педофилы, маньяки и убийцы детей, к несчастью, есть везде. Уничтожить их совсем и навсегда никому не под силу, как бы нам этого ни хотелось. Но в некоторых странах совершить подобного рода преступления легче, в других — сложнее.

В современной России криминогенная обстановка такова, что убийства детей — лишь одно из проявлений царящего повсеместно преступного беспредела. На улицах слишком много и гастарбайтеров из азиатских республик, и педофилов, чувствующих себя безнаказанными. Никто не спорит, что убийства детей расследуются очень тщательно и чаще всего оперативно. Но есть же такой аспект работы правоохранителей, как предупреждение подобных зверств.

К примеру, в США и Европе функционирует множество специальных лабораторий по изучению психологии маньяков, в том числе и педофилов. Вспомним «Молчание ягнят», где агент Кларисса Стерлинг работает в закрытом подразделении ФБР, которое занимается поиском серийных убийц. Существуют ли аналоги в России, широкой публике неизвестно.

Несколько лет назад много писали о профессоре медицины Александре Бухановском, который одновременно преподавал в Ростовском государственном медицинском университете и на юрфаке Южного федерального университета. С группой коллег он создал методику, по которой склонность к насилию и социальной агрессии можно выявить еще в раннем детстве. Если метод ростовского психиатра действительно работает, почему он до сих пор не внедрен?

Эксперты констатируют: наша страна просто наводнена слетевшими с катушек сексуально озабоченными психами. И здесь вопрос уже не только к органам правопорядка, но и к врачам и законодателям. Правовые акты, касающиеся психиатрии, принимались у нас в 90-е годы, когда сам термин «карательная психиатрия» ассоциировался с расправами над диссидентами. И они явно нуждаются в коррекции.

Сейчас родственники психически больных людей просто криком кричат — по закону, если человек сам не хочет лечиться и «социально не опасен», отправить его в диспансер невозможно. Меж тем уровень низовой психиатрии в РФ крайне низок, а проблема маленьких зарплат психиатров в государственных клиниках давно уже стала общим местом и не решается много лет. При этом повышение качества психиатрической помощи могло бы существенно снизить количество агрессивных педофилов.

Третье — уровень гражданского самосознания. Окружающие, особенно в мегаполисах, совершенно равнодушны к тому, что происходит у них на глазах. Мало кто обратит внимание, что взрослый дядя уводит малыша из песочницы. Сам факт, что детей похищают средь бела дня на улицах, где полно людей, тревожный симптом. Правда, его можно объяснить и тем, что большинство нынешних родителей выросли в другое время: где дети с первого класса ходили в школу одни с ключом на шее, играли во дворах до позднего вечера, а уж в подъезд дома заходили как в свою квартиру. Тем не менее сколько непоправимых трагедий можно было бы избежать, если бы не молчаливое попустительство окружающих…

В общем, уменьшить число преступлений, связанных с убийствами и изнасилованиями детей, нельзя без учета всех этих факторов. Поодиночке ни СКР, ни родители с данной проблемой не справятся.

Комментирует Дмитрий Горовцов, депутат Госдумы, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции

Почти еженедельные убийства детей связаны с отвратительными условиями жизни, с отсутствием нормальной миграционной политики в России — у нас за 20 лет не разработан и не принят комплексный закон о миграционной политике в РФ.

Это, наверное, выгодно — в сфере нелегальных гастарбайтеров крутятся огромные деньги, тут дикие откаты и распилы. И в этом тоже одна из причин дикой жестокости некоторых приезжих.

Плюс, действительно, тут Владимир Маркин прав, — весеннее обострение психических больных людей.

Но предупреждением преступлений против детей должны заниматься не отдельная семья и даже не отдельно правоохранительные органы, а государство в целом.

Неплохо бы вспомнить советскую практику, которая существовала в этой сфере, когда детям во всех сферах жизни уделялось огромное внимание.

Смотрите, сейчас мы становимся свидетелями: не только преступники убивают детей, они погибают в своих собственных семьях. А случаи жестокого обращения родителей со своими детьми, к нашему ужасу, стали регулярными. Это итог и результат разрушительной политики государства, которая имела место быть в 90-е и нулевые, да и не редкость сейчас. Вспомним, еще совсем недавно с телеэкрана обрушивались бесконечное насилие, чернуха-порнуха, шла постоянная пропаганда жестокости и злости.

И мы получили то, что получили. Сейчас хотят срочно все восстановить, но не получится — на это потребуются годы планомерной работы. Тем более что традиционные семейные ценности были разрушены.

Профилактика преступлений против детей и жестокого с ними обращения — лишь одна из мер, которая, безусловно, должна быть применяться.

Нужно еще и создать надлежащие условия для нормальных родителей, чтобы мамы могли больше внимания уделять детям, — можно подумать о сокращенной рабочей неделе, чтобы женщины не за кусок хлеба на трех работах впахивали, а с детьми могли заниматься. Для этого необходимы разного рода законодательные меры: и социальные, и политические, и экономические.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.