Прокуратура столицы затребовала у «Московской школы политических исследований» документы с 2010 по 2012 год. Остальным НКО предлагается приготовиться — судя по всему, охота на «иностранных агентов», пусть и с опозданием, но все же начинается. (ДАЛЕЕ)
Участники «Гражданской федерации» собрались 16 марта в одном из подмосковных пансионатов, где и определились с основными задачами и первыми шагами своего движения. По данным газеты «Коммерсантъ», учредительную конференцию движения профинансировал лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров. По словам источника в «Гражданской платформе», «одна из целей совместной работы с правозащитниками — найти среди них людей, которые смогут в перспективе представлять партию в регионах, чтобы непартийные люди работали в партии».
Кроме того, налицо попытка обойти закон об «иностранных агентах». Согласно новой редакции закона о НКО, лица с иностранным гражданством, а также лица без гражданства не могут учреждать некоммерческие объединения и участвовать в их деятельности. Это значит, что, например, Людмила Алексеева, имеющая гражданство США, не имеет права работать в российской НКО. Однако «Гражданская федерация» будет зарегистрирована как общественное объединение, а на них ограничения закона об «иностранных агентах» не распространяется. В этом уверен Игорь Бакиров, глава движения «Белая лента», участники которого изъявили желание присоединиться к «Гражданской федерации».
Однако Дарья Милославская, член Общественной палаты РФ и председатель совета некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество», не разделяет оптимизма Бакирова. «Общественное движение — вид некоммерческих организаций, поэтому если оно будет зарегистрировано, то к нему будут предъявляться все те же требования, как к любой другой некоммерческой организации», — утверждает она. Милославская полагает, что избежать давления закона удастся лишь в том случае, если «Гражданская федерация» не станет проходить формальную регистрацию.
Людмила Алексеева, руководитель Московской Хельсинкской группы
Мы хотим, чтобы объединились все правозащитники более широким объединением. В конце 90-х нас было не очень много. Сейчас появилась масса новых гражданских инициатив, объединений. В нынешней обстановке можно сделать более широкое объединение, куда входили бы волонтеры — «Гражданин наблюдатель», «Белая лента» и другие, — потому что у всех у них, хотя они и не называют себя правозащитниками, сходные с нами задачи. Чтобы власти уважали права, свободы и достоинство граждан.
Как будет организовано управление, это будет решено, когда будет создано движение. Отмечу, что мы никого не финансируем, люди (участники учредительной конференции. — Ред.) приехали на свои деньги или собрали у своих единомышленников. А сама деятельность «Гражданской федерации» не потребует дополнительного финансирования. Каждый из нас работает, будем работать вместе, это не потребует каких-то специальных трат.
Лев Пономарев, лидер движения «За права человека»
«Гражданская федерация» объединяет новое поколение правозащитников, появившихся в последний год. Это люди из разных городов, и мы им поможем. Это не первая встреча: 1 декабря (2012 года. — Ред.) приезжали из 30 регионов. Люди ехали за свой счет, мы помогали им только тем, что они проживали в пансионате. Никакого партийного контроля не будет, это принципиально горизонтальное объединение.
В большей степени в «Гражданской федерации» будут участвовать организации, а не единоличные активисты, которые в лучшем случае объединены в какую-то организацию или квазиорганизацию у себя в регионе. Собирается группа и делегирует кого-то на учредительную конференцию. В Москве давно существует Московский гражданский форум. У него есть структура своя, Московский гражданский форум — основная организация, которая готовит эту конференцию. Есть Нижегородское гражданское движение, есть такая структура — Кавказский гражданский форум, они кого-то делегируют или будут присутствовать как наблюдатели.
Слава богу, националистический правозащитный центр РОД к нам не обращался. А если бы обратились — ответ был бы скорее нет, чем да. Мы не спрашиваем партийную принадлежность. Пассионарий может принадлежать к какой-то партии. Но официальных организаций политизированных у нас нет. И если бы представители центра РОД к нам обратились — маловероятно, что мы бы стали сотрудничать. Четко написано, что люди, входящие в движение, действуют в рамках Конституции, это не ксенофобская федерация. А эта организация не выдержала бы такой проверки и потому не обращалась.
Но к нам обращались много организаций из числа либеральных партий. Члены «Яблока», «РПР — ПАРНАСА», «Гражданской платформы», «Справедливой России».
Партии интересуются нашим объединением. Так как внутри партий не так много людей, которые известны местному населению, поэтому они ищут гражданских активистов, чтобы потом выдвинуть их на выборах.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии