Алексей Титков, политолог Высшей школы экономики, специалист в области региональной политики
Ассоциация «ГОЛОС» занимается не политической деятельностью, а все-таки наблюдениями на выборах. Штраф действительно большой. Думаю, что ассоциация вполне может организовать сбор денег на него через Интернет. Это даже логично.
В то же время хочу напомнить, что ассоциация во время думских выборов 2011 года была практически единственной организацией такого профиля, которая следила за голосованием. Сейчас же появилось несколько организаций, которые подобны «ГОЛОСу», которые переняли опыт. Они, в свою очередь, не имели дела ни с каким зарубежным финансированием.
В принципе, в любом неблагоприятном исходе для «ГОЛОСа» ему можно будет закрыть юрлицо, а все кадры будут работать в другой организации. Но полагаю, что этого не будет в ближайшее время. Думаю, что история «ГОЛОСом» не окажется внутрироссийской, а выйдет на международный уровень. Исследования «ГОЛОСа» стали достаточно известными, о чем свидетельствует хотя бы премия Сахарова, за которую и пострадала организация.
Я не очень представляю, какую цель преследовали власти, кроме той, чтобы наполнить закон об НКО каким-то содержанием, показать, что он работает, а также заполнить список «иностранных агентов».
Пока, я понимаю, речь идет о заполнении списка «иностранных агентов» и присуждении им штрафов. До массового закрытия НКО в ближайшее время дело не дойдет.
***
Вадим Соловьев, депутат Госдумы, глава юридической службы КПРФ
Есть решение — нужно обжаловать в вышестоящий суд. С моей точки зрения, если ты хочешь легально работать и проводить свою деятельность, то надо действовать в соответствии с тем законом, который есть. Если не выполняешь, то попадешь под молотилку, и тебя рано или поздно закроют и привлекут к ответственности. Репрессивная система работает по полной программе.
Тут нужно определяться, чего хочешь. Если не способен в этой системе работать, стоит закрываться, искать другие формы для легальной работы. Другого не дано.
Сложно сказать, будут ли массовые закрытия НКО, будут ли их массово штрафовать. В то же время тут нужно рассматривать каждый случай в отдельности. Определенная логика государства есть в установлении новых правил для НКО, получающих деньги из-за границы. Если хочешь заниматься политикой, то ты не должен существовать на иностранные деньги. Политические партии в этом режиме живут с 1997 года — они не имеют права получать пожертвования от иностранцев. НКО на каком-то этапе жили в более благоприятном режиме.
Говорить о том, занимался ли «ГОЛОС» политической деятельностью, можно только после правовой экспертизы их документов и той конкретной деятельности, которой они занимались. С моей точки зрения, участие в выборах — это политика, потому что идет формирование органов госвласти. В политике можно участвовать по-разному: в качестве политической партии, как гражданин, как кандидат, через общественную организацию.
В то же время, на мой взгляд, ассоциация «ГОЛОС» оказалась по-своему опасной для партии власти. Это связано с тем, что сотрудники ассоциации были с правовой точки зрения очень хорошо подготовлены к выборам, у них опыт был большой, и они в основном неподкупны. На тех участках, где они были, там создавались очень сложные условия для фальсификаций.
Думаю, что власти постарались от этой организации избавиться.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов
Комментарии