Крайне сложно раздобыть какие-либо бумажные свидетельства того, что образование нынче дорого. Делиться информацией отказывались даже друзья и знакомые «Особой буквы», что в принципе понятно — смелые и принципиальные лично, они не готовы создавать проблемы своим детям. «Я вам прокомментирую, а потом в школе на нем отыграются» — вот типичный ответ.
Но все же нам удалось получить «памятку», выданную родителям будущих первоклассников.
(Нажмите на картинку для ее увеличения)
Итого: школьная и спортивная форма обойдется по минимуму 5850 рублей. Хотя очевидно, что нормальному подвижному ребенку семи лет пиджаков нужно несколько, а брюк и того больше.
Обязательная форма во всех школах разная, но в большинстве шьется именно на заказ, потому что трудно подобрать 30 абсолютно одинаковых костюмов. Школа заказом не занимается, учитель на собрании объявляет родителям цвет, а дальше они сами решают, как поступить.
Канцтовары, казалось бы, должны съедать немного. Но по факту траты на все эти фломастеры, беличьи кисточки для рисования, специальные альбомы и прочее достигают 3000 рублей.
Учебники для первоклашек выдает государство. Однако реально дети занимаются по пособиям, минимальная цена которых полторы тысячи.
С обедами все ясно — 90 рублей в день, 450 в неделю, 1800 в месяц.
Платную продленку тоже никто не навязывает. Но какие родители захотят, чтобы с их драгоценными чадами делал домашнее задание не учитель, а некий воспитатель?
Кружки тоже делятся на платные и бесплатные. Вроде все правильно — государство оставляет выбор. Вот только бесплатных мало, и они неинтересные, в то время как качество платных совсем иное.
Нужно помнить также, что для родителей тех, кто сегодня пошел в школу впервые, это совсем не первые траты. Дело в том, что в те московские школы, в которых дают хоть какое-то приемлемое образование, попасть чрезвычайно сложно. На бумаге, конечно, все выглядит здорово — детей обязаны брать в учебные заведения по месту жительства. По факту, чтобы ребенок учился в классе, где меньше 30 человек, из которых хотя бы половина не дети гастарбайтеров, плохо говорящие по-русски, и на которых, как правило, педагог и тратит все время, нужно с шести лет ходить на курсы. Курсы стоят везде примерно одинаково — 3000 рублей в месяц. То есть, представьте, родители нынешних первоклассников уже выложили 24 000 в прошлом году только для того, чтобы у них были гарантии, что их ребенка примут в школу.
Итак: собрать ребенка в 1-й класс по минимуму стоит 10 630 рублей без обедов, продленки и букета. С оплаченными за сентябрь обедами — 11 430 рублей. А 3 сентября всем еще сдавать на уборку класса 800 рублей.
Так что День знаний для первоклассников сейчас — это кроме всего день, когда родители отчетливо понимают, что траты только начинаются. А если в семье больше одного ребенка? А если нужны репетиторы? Умножайте, умножайте, умножайте. А учиться 11 лет, и дальше будет только дороже.
Удивительно, что государство отказывается признавать факт — «бесплатная» учеба нынче не всем семьям по карману. Да, большинство родителей московских школьников из кожи вон лезут, лишь бы выучить своих отпрысков. Но что делать, например, матерям-одиночкам или тем, кто по объективным причинам не может выложить деньги на подготовительные курсы и школьную форму?
Подозреваем, что такие детки идут в школы, где не требуют туалетную бумагу и мыло для рук. Где нет курсов, потому что нет желающих там учиться. Где образование дается в соответствии с контингентом (так теперь говорят) детей — как правило, из неблагополучных семей или приезжих.
Наверное, нет нужды объяснять, что начинающееся в семь лет социальное расслоение дальше будет прогрессировать. Впрочем, судя по всему, власти нет до этого никакого дела, ведь школьное образование теперь зависит от платежеспособности родителей. С другой стороны, и оно не гарантирует качество.
Но это уже совсем другая история…
Материал подготовили: Ксения Федорова, Александр Газов
http://wob.su/blog/piter-til-martin-lyuter-v-obrazovan/