Метро города Москвы — сгусток контрастов. С одной стороны, подземка живет и развивается: время от времени открываются новые станции, запускаются новые поезда. Трудно сказать, что новые составы принципиально отличаются от старых с точки зрения аэродинамики и внутреннего комфорта, но стремление к лучшему налицо, и это нельзя не приветствовать. На станциях турникеты-ловушки заменяют новыми, оснащенными симпатичными воротцами из оргстекла. Такие турникеты, с одной стороны, труднее перепрыгнуть без билета, чем грешат тинейджеры и «гости столицы». С другой — нет опасности, что турникет из-за технического сбоя прихлопнет вполне добропорядочного пассажира…
Однако в последнее время подземный транспорт столицы вызывает все больше нареканий. Летом 2013 года почти каждую неделю приходили сообщения о ЧП в метро, из-за которых движение поездов прекращалось. Это сгубило немало нервных клеток гражданам, которые не имеют удовольствия перемещаться по городу с мигалками.
Было несколько случаев, когда поезда метро останавливались из-за падения пассажиров на рельсы, а 19 сентября движение по «серой» ветке было приостановлено, так как в вагоне поезда была найдена бесхозная сумка . Тем не менее, нельзя не обратить внимание на растущее количество технических сбоев.
5 июня на Сокольнической («красной») линии загорелся силовой кабель на перегоне между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Охотный ряд». Четыре с половиной тысячи человек были эвакуированы. Наиболее тяжелые испытания выпали на долю пассажиров одного из составов, застрявшего в тоннеле. Жертв не было, но 11 человек попали в больницу с отравлением угарным газом. Движение поездов между станциями «Парк культуры» и «Комсомольская» было надолго прервано. После ликвидации последствий аварии поезда шли с увеличенными интервалами.
11 июня из-за поломки состава на «серой» ветке пассажиры провели не самые приятные 50 минут в тоннеле между станциями «Боровицкая» и «Нагорная».
18 июля по техническим причинам было прервано сообщение на кольцевой линии — от станции «Киевская» до «Октябрьской».
23 июля произошел незначительный сбой в графике движения по «серой» ветке из-за того, что машинист одного из составов заподозрил неисправность своего поезда. Подозрения не подтвердились, однако сбой в движении в час пик сам по себе является мини-катастрофой.
25 июля почти на двадцать минут застрял поезд на «фиолетовой» ветке между станциями «Сходненская» и «Планерная». Причиной стал неисправный состав.
30 июля снова «отличилась» Кольцевая линия , 6 августа — Сокольническая, а 9 августа — Серпуховско-Тимирязевская («серая») ветка, на которой произошло задымление между станциями «Цветной бульвар» и «Менделеевская». Один из пассажиров задымленного состава раскритиковал метрополитен в своем микроблоге: «Организация спасательных работ на два. Даже сообщить ничего не могли. Машинист о пожаре не предупредил. Травились из-за открытых окон».
12 сентября произошла авария на станции «Серпуховская»: около 18 часов по неизвестной причине там расцепились вагоны.
16 сентября шли со значительными интервалами поезда Таганско-Краснопресненской («фиолетовой») ветки, а 19 сентября пассажиров подвела не только «серая» ветка, где остановили состав для обследования подозрительной сумки, но и «синяя». «Причина увеличения интервалов — подозрения на техническую неисправность подвижного состава. Для обеспечения безопасности пассажиров было принято решение снять состав с линии, что вызвало нарушение графика работы линии», — сообщили Интерфаксу в пресс-службе метрополитена.
Стоит добавить, что многие случаи сбоев в работе метро, если они не попали в поле зрения СМИ и не были подхвачены топ-блогерами, остаются неизвестными широкой общественности. А между тем многим жителям столицы в последние месяцы не раз приходилось ждать неизвестно чего в поезде, застрявшем на несколько минут посреди тоннеля.
Всем понятно, что подобные сбои, даже незначительное увеличение интервалов движения поездов не просто неудобство. В час пик, когда и при нормальной работе подземки на платформах скапливаются толпы, задержка поезда на несколько минут может спровоцировать ходынку: кого-то задавят в толпе, кто-то упадет на рельсы. Кроме того, участившиеся случаи технических сбоев недвусмысленно показывают, что техническое состояние подземки оставляет желать лучшего. А это значит, что в один «прекрасный» день может произойти авария более серьезная, чем небольшое задымление.
Положение в московском метро привлекло внимание Общественной палаты РФ.
«В подземке больше десяти лет не было денег на обновление технических систем. Некоторые коммуникации изношены настолько, что уже не выдерживают нагрузки. А ведь мы живем в век техногенных катастроф, когда нужно быть готовым ко всему. Нам в метро не только бесперебойное электропитание, но и инновационная система пожаротушения не помешала бы. Сейчас с учетом мнения профессионалов и независимых экспертов нужно провести аудит безопасности всех систем метрополитена. По итогам такой проверки можно будет сформулировать внятное техническое задание», — цитирует «Коммерсант» члена ОП Дмитрия Галочкина.
«Метро работает в условиях тяжелейших, суровейших перегрузок, невероятных перегрузок, — комментирует ситуацию Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики», член Общественной палаты. — Приняты ли меры к решению этой задачи? Да, приняты. Прежде всего, это метростроение, которое идет сейчас самыми большими темпами за всю историю московского метро, это обновление парка подвижного состава. Но эти меры требуют миллиарды рублей и долгих лет. Это одна сторона дела. Вторая сторона связана с тем, насколько аккуратно выполняются регламенты текущего содержания и ремонта путевого хозяйства, подготовки вагонов к движению. Вот здесь я бы на месте московского правительства провел бы детальный технический аудит с привлечением независимых экспертов».
Материал подготовили: Игорь Волков, Владимир Титов, Мария Пономарева
Комментарии