Материал по теме: российская несистемная оппозиция научилась договариваться по очень многим позициям: от проведения совместных протестных акций до выборов в Координационный совет. Но нет для нее большего камня преткновения, чем национальный вопрос. Вот и события в Бирюлево — появление в Москве экстерриториального криминального анклава, убийство Егора Щербакова и последовавший за ним народный сход, обернувшийся бунтом, — оппозиционеры оценивают по-разному. (ДАЛЕЕ)
Признаюсь честно: как только пошли сообщения о событиях в Бирюлево Западном, все это вызвало у меня глубокое отвращение. Дело вовсе не в панике из-за «нацистских погромов» и «распоясавшегося быдла» — у меня в голове псевдолиберальные тараканы, слава богу, не живут. Дело в другом.
Просто уже тогда, в воскресенье 13 октября, я видел картинки ближайшего будущего. Видел генерала Маркина и санитара Онищенко, победно попирающих поверженную овощебазу. Видел генерала Колокольцева, в кабинет которого прилетит вертолет с кучей спецназа и плененным азербайджанским уголовником. Слышал фанфары, гремящие о выдающейся операции по поимке Орхана Зейналова, — это же только разгром коза ностры можно сравнить с успехом российского МВД и, как выяснилось, ФСБ.
И скажите: эти картинки, весь этот пиар могут вызывать что-либо, кроме отвращения?
Есть огромные проблемы, связанные с нелегальной миграцией, этнической преступностью и шире — межцивилизационными конфликтами в РФ. Несколько дней в эфиры радиостанций звонили люди из Бирюлево и других столичных «спальников» и возмущенно перечисляли несметное количество своих бед, связанных с присутствием граждан из Средней Азии и Закавказья. И ни у какой Людмилы Алексеевой, ни у какого Льва Пономарева не найдется внятного ответа на эту боль и ярость.
Зато ответ нашелся у государства — в виде нескольких лицемерных пиар-акций.
Уверен, через неделю о Бирюлево в сводках новостей будут напоминать только происходящие время от времени аресты участников беспорядков, и особенного интереса ни у прессы, ни у общественности это не вызовет. Коммерческие структуры азербайджанских сообществ залижут раны, нанесенные закрытием овощебазы, — ФСБ сдержит пацанское слово и не будет чинить этому бизнесу никаких проблем, ведь Зейналов же в СИЗО, инцидент исчерпан. Опера МВД вернутся к своей обычной работе: будут прослушивать телефоны оппозиционных активистов и ходить с видеокамерами по митингам. Генерал Маркин вернется к своим колонкам в «Известиях» о Навальном и «пиратах» Гринпис. Вместо одной большой закрытой овощебазы возникнет в разных уголках на окраинах Москвы пять овощебаз меньшего размера.
А потом случится еще одно Бирюлево или еще один город Пугачев. И опять: спецназ в бронежилетах под фанфары, брюнеты лицом вниз на асфальте по всем федеральным каналам, грозные молнии СКР. Но и снова через неделю все вернется на свои места.
Смотрели фильм «Тихоокеанский рубеж»? Там на Землю из разломов на океанском дне, являющихся порталами в параллельный мир, появилась огромная тварь — типа динозавра, только в десять раз больше. Она разрушила несколько городов, убила кучу народа, но потом авиацией и ракетами человечество ее кое-как завалило и начало жить дальше. Через какое-то время (вроде через год) появилась еще одна такая свирепая штука, и опять были разрушения, и опять армии человечества еле справились с уничтожением монстра. А потом чудовища начали появляться все чаще и чаще, интервалы между их появлением сокращались, они вылезали из бездны уже и по двое, и по трое одновременно, их становилось все больше, у них появлялись все новые разрушительные способности.
Для Центра «Э», мониторящего Интернет в поисках 282-й статьи, разъясню: я провожу параллели не между монстрами из фильма Гильермо дель Торо и гостями с юга, а между монстрами и вспышками межнациональной напряженности в России. Интервалы между ними все меньше (Пугачев был всего несколько месяцев назад), а последствия все масштабнее и мрачнее.
Разница в том, что в этом фильме люди реально боролись с угрозой, а у нас делают картинку — иногда даже кажется, что и не для обывателя вовсе (слишком уж тупо выглядит), а просто лично для Владимира Путина.
Вот Алексей Навальный начал сбор подписей за введение виз со странами Средней Азии. Идея имеет ряд очевидных изъянов.
Неясно, например, как быть с Казахстаном — казахи в РФ на заработки особенно и не едут, зато в этой стране живет множество русских, а они часто ездят к родственникам в Россию, и «российские русские» тоже ездят к ним.
Если вводить визы и с Казахстаном тоже, то мы отрежем множество русских от нашей страны. Да и пока непонятно, как обустроить, взять под контроль огромную российско-казахстанскую границу, проходящую по Южной Сибири, по диким алтайским горам. Без охраняемой границы визовый режим будет бессмысленным.
Если же вывести Казахстан из этого проекта и вводить визы только с проблемными Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном, то, опять же, какова будет эффективность данной меры, если поезда из Ташкента и Душанбе все равно идут в Россию через Казахстан? Пограничники станут ходить по поездам на российско-казахстанской границе и проверять визы только у узбеков, таджиков и киргизов? Но тогда, опять-таки, нужно обустройство границы с Казахстаном, иначе таджикский мигрант сойдет с поезда перед границей и перейдет ее на любом неохраняемом участке. А ведь есть еще люди с двойным гражданством, смешанные семьи и так далее и тому подобное.
У Навального полно въедливых критиков, они все слабые места визового проекта уже обсудили и донесли до публики.
Вместе с тем следует признать: сбор подписей за введение виз — единственная попытка решить системный вопрос системно, а не полицейскими вертолетами, эдиктами Онищенко и пинками СОБРа в поясницу Зейналову.
Попытка эта в любом случае обречена на неудачу до тех пор, пока в Кремле сидит Владимир Владимирович Путин. Он модных фильмов не смотрит, реминисценциям и аллюзиям чужд, зато смотрит, как по Первому каналу показывают Колокольцева, решившего проблему одним собровским рейдом. И служил он в ГДР, а не в Югославии, и, подозреваю, не в курсе, как в 1990—1991 годах в Сараево и в Краине впервые запахло кровью. Человек продолжает оборонять свою Берлинскую стену от наймитов Запада, книжек про Югославию и Фергану не читает. Системный подход в борьбе с Болотной — Сахарова — вот он, пожалуйста: твиттер-трансляции Маши Бароновой из суда почитайте и новости с Охотного Ряда. Системный подход в случае с Пугачевым — Бирюлево: вы о чем? У нас же тут уникальная российская цивилизация, гармонично сочетающая традиции и культуры евразийских народов…
Я знаю, что вменяемая часть оппозиционных политиков понимает: попытка сохранить в Российской Федерации «советский Вавилон» смертельно опасна для этой Российской Федерации. Нужно строительство той самой «двери».
При Путине дверь не поставить. Но уже сейчас нужно детально, ответственно прорабатывать дорожную карту выхода из «советского Вавилона». Думать, какими будут эти «двери», просчитывать их параметры. Думать над проблемой Казахстана, над тем, как обустроить самый протяженный участок российской границы. Как законодательно прописать возможность беспрепятственного посещения России этническими русскими, в какой бы из бывших советских республик они ни жили. Как восполнить бреши на российском трудовом рынке после масштабных депортаций нелегалов и сомнительных «легалов». Продумать геополитические последствия дестабилизации среднеазиатских режимов, после того как прекратится приток туда заработанных мигрантами денег, а сами мигранты вернутся — миллионы здоровых безработных мужчин и женщин. Отдельно просчитать закавказский аспект. Тема российского Северного Кавказа — она, конечно, совершенно отдельная.
Все эти планы по поводу виз и границ должны были быть готовы еще вчера, но еще не поздно начать составлять эту дорожную карту выхода из вавилонского плена. Можно назвать это «План Навального» или как угодно. Но, черт возьми, когда условный Путин уйдет, это все должно быть готово, необходимо будет приступать к реализации этого плана. Если, конечно, беда не случится раньше и причиной ухода условного Путина не станет Бирюлево размером со всю страну.
Под фундамент нашего государства заложена опасная бомба. Нужно знать, как ее обезвредить. И поздно будет делать это в момент начала взрыва, когда тебе уже отрывает пальцы.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов
Никак, пока в паспорта не вернут графу «национальность» или, еще лучше (поскольку понятие национальности сейчас активно пытаются подменить гражданством), графу «этническая принадлежность». По желанию, конечно, потому что некоторые иметь национальность не захотят. Ну и наплевать, пусть болтаются как известный объект в проруби.