А Б В Шрифт

Топ-десятка мирового «самоубийственного» наследия, с которым Роскомнадзору надо срочно что-то делать

Роман ПОПКОВ,

обозреватель «Особой буквы»

Суицид головного мозга

Кукольному театру запретили показывать детям спектакль «Волшебная флейта» из-за пропаганды суицида. «Особая буква» составила топ покончивших с собой реальных и вымышленных личностей — на этот список Роскомнадзору также нужно обратить внимание.
Суицид головного мозга 10 декабря 2013
На днях Роскомнадзор запретил Краснодарскому краевому театру кукол показывать спектакль «Волшебная флейта» лицам до 18 лет. Причиной запрета стало то, что в детском спектакле по мотивам оперы Моцарта есть сцена, где героиня собирается совершить самоубийство из-за несчастной любви. На это пожаловался один из родителей юных зрителей. Роскомнадзор согласился с тем, что спектакль может повлиять на настроение детской аудитории. В данной истории театр повел себя так, как и ведут себя в последнее время жертвы роскомнадзоров, следственных комитетов, московских патриархатов и иных плодящихся структур, которые день и ночь надзирают за нашей нравственностью и духовным благополучием. То есть в театре высказали несогласие с оценкой ведомства, однако сочли разумным убрать спектакль из афиши — ну действительно, а какой смысл пытаться противостоять тому, чему противостоять бесполезно?

Самое неприятное в новой российской цензуре XXI века — даже не безграмотность и недалекость цензоров, берущихся резать шедевры мировой культуры в соответствии со своими местечковыми представлениями о хорошем и плохом. Главное — это их вывернутое шиворот-навыворот сознание, убежденность в том, что борьба с «пропагандой суицидов среди детей» — это борьба с информацией. По мнению цензоров, ребенок может попытаться покончить с собой не из-за огромных бед, которые терзают детскую душу (как раз по причине твердолобости, интеллектуальной нищеты взрослых), а из-за того, что он узнает о самоубийстве того или иного персонажа художественного произведения. Крепко сжав челюсти, цензоры разной ведомственной и конфессиональной принадлежности готовы сражаться не с подлинными причинами социальных недугов, а с «вредной информацией».

Между тем, если уж мы говорим о «пропаганде самоубийств», под которую попадает даже «Волшебная флейта», нелишним будет напомнить, что самоубийство (нравится это цензорам или нет) является одним из самых заметных эпических сюжетов мировой литературы, мифологии, истории, трудноумалчиваемым финалом многих замечательных биографий. Таким образом, если рассуждать в рамках логики Роскомнадзора и его единомышленников, детское сознание необходимо оградить от множества книг и кинофильмов, в конце концов, от изучения истории человечества, чтобы у ребенка не было соблазна совершать различные непоправимые действия.

«Особая буква» приводит топ-десятку мирового «самоубийственного» наследия и просит Роскомнадзор самым решительным образом отреагировать на до сих пор нескорректированные школьные программы изучения истории и литературы.

Иуда Искариот

Самоубийца номер один. Если не рассматривать альтернативную (приписываемую Папию Иерапольскому) версию кончины Иуды, согласно которой предатель Христа умер от странной болезни, раздувшись до огромных размеров, а отталкиваться от канонической версии, изложенной в том числе и в детских вариантах Библии, то Иуда покончил с собой.

«…Бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф., 27:5).

Наглядная история того, как человек под тяжестью огромной вины свел счеты с жизнью. Как известно, Новый Завет, в том числе и история Иуды, — неотъемлемая часть православия, которое вроде как является «скрепой», чуть было не внесенной в преамбулу Конституции.

Роскомнадзору стоит проверить все русскоязычные издания детской Библии, а также проанализировать школьный курс «Основы православной культуры» и при необходимости внести необходимые коррективы. Чтобы Роскомнадзор не отлынивал, сознательным родителям неплохо было бы написать соответствующие жалобы на пропаганду самоубийств под маской ознакомления с христианской религией.

Эгей

Мифический царь Афин, отец Тесея — того самого, который победил Минотавра. Как мы все помним из адаптированных под детский разум книжек «Мифы и легенды Древней Греции», у Тесея, возвращавшегося на корабле после победы над Минотавром, случилась досадная путаница с парусами. Герой забыл заменить траурный черный парус на белый. Его отец, увидевший на горизонте черный парус, решил, что любимое чадо погибло, и бросился в море. Море, по легенде, именно из-за этого назвали Эгейским, но не нужны нашим детям такие легенды.

Конечно, трагедии Софокла и Еврипида школьники вряд ли читают, но вот популярную книжку «Легенды Древней Греции и Древнего Рима» лучше очистить от этой мрачной истории, так же, как и соответствующие параграфы учебников по истории Древнего мира. И как-то по-другому нужно объяснить детям происхождение названия Эгейского моря.

Марк Юний Брут

А вот это уже не шутки, а реальный исторический факт, но надзорным ведомствам необходимо проявить максимум принципиальности и последовательности — наша мораль не должна поддаваться демагогии под маской «исторической достоверности».

Римский сенатор, заговорщик, убийца Цезаря покончил с собой во время гражданской войны, раздиравшей Римскую республику. Потерпев поражение от войск Антония (о нем речь ниже), Брут бросился на свой меч. В учебниках истории более разумным будет писать «погиб в бою».

Антоний и Клеопатра

Одна из самых блистательных пар мировой истории — они блистательно жили и погибли блистательно, в лучших драматических традициях своей великой эпохи. Но это пусть взрослые там себе восхищаются, детям все это не нужно.

Как известно, римский полководец Антоний и его прекрасная любовница, египетская царица Клеопатра, не выстояв в военном противостоянии с первым настоящим императором Рима Октавианом, покончили с собой: Клеопатра — при помощи змеиного яда, а Антоний — опять-таки бросившись на меч (суровые ребята эти римляне). Клеопатра отравила не только себя, но и победу Октавиана Августа, лишив этого амбициозного молодого человека удовольствия провести закованную в цепях царицу по улицам Вечного города.

Опять же необходимы меры досудебного регулирования, причем более чем масштабные: придется очистить от опасного сюжета не только школьные учебники истории, но и кучу воспевавших неординарных любовников кинокартин, всяких там стихотворений, а также убрать из сети произведения живописи, изображающие умирающую (а вдобавок еще и обнаженную!) Клеопатру. Можно как-то дать понять подрастающим поколениям, что Антоний и Клеопатра погибли в результате несчастного случая. Пусть молодежь узнает правду сразу после совершеннолетия — тем сильнее будет восторг от красоты этой истории.

Ромео и Джульетта

Молодые люди наложили на себя руки — не вследствие военных перипетий, а из-за позиций их семей, противившихся данному любовному союзу. Тут неприятно уже то, что семья, ячейка всякого здорового общества, представлена в каком-то неприглядном свете — как будто родители могут желать своему ребенку чего-то плохого, и как будто они не знают, что есть для ребенка благо!

Вызывает определенные сомнения морально-этического характера и юный возраст влюбленных. А тут еще и суицид в финале, к тому же у несовершеннолетних!

Слава богу, ради этой беспокойной парочки учебники истории резать не придется — разве что параграфы об истории литературы. А сам шекспировский текст и одноименные фильмы снабдить грифом 18+ и изучать на родительских собраниях — пусть учатся более бдительному контролю над подрастающими поколениями.

Анна Каренина

Дамочку, которая крутила роман с офицером Вронским, а потом бросилась под поезд, наверняка помните, тем более на разлагающемся Западе недавно очередное кино сняли по этой книжке.

Мало того что неугомонный граф Толстой создавал всякие сомнительные, выходящие за рамки российских скреп учения (за что был справедливо наказан православной церковью), так он еще и засунул суицид в одно из своих произведений.

На самом деле такая взбалмошная личность, как Анна Каренина, не только пропагандирует суицид, но и подрывает веру в семью, опять же ячейку общества. Поэтому — пошла вон из детских библиотек со своими любовниками и суицидными поездами. Да, и с кинофильмами надо что-то решить.

А западники лучше бы Проханова экранизировали, нашего патриота и государственника. Впрочем, нет, не надо, там в книгах есть откровенные сцены.

Сергей Есенин

Есенин почти как Пушкин — в смысле неустраним из школьной программы, поэтому дети обречены на изучение его биографии. Ладно с пьянством и психоневрологической больницей — это, наверное, можно как-то опустить. Но вот с самоубийством нужно что-то делать.

Хотя, как известно, различные националистические круги выдвигали версии хитроумного убийства русского гения враждебными силами — вот эту теорию и имеет смысл развернуть. Кстати, она и для взрослых тоже подойдет, учитывая текущую острую международную ситуацию.

Владимир Маяковский

К сожалению, наши скрепы еще не настолько укрепились, чтобы мы могли вообще вычеркнуть из школьной программы этого опасного типа со всякими там футуризмами и революционными сочинениями. Поэтому, скупо (слово «скупо» подчеркнуть двойной чертой) ознакомив школьников с основными вехами биографии Маяковского, следует завершать его жизнеописание просто датой смерти, без дополнительных пояснений. Время было тяжелое, люди много болели, мало ли что там случилось.

Профессор Плейшнер

Немецкий антифашист, отправившийся в конце войны с ответственной миссией в нейтральную Швейцарию. Не чекист, к сожалению, — воздух свободы слишком сильно ударил в интеллигентскую голову, и профессор сам не заметил, как оказался в лапах гитлеровских спецслужб.

Так, это уже кинематограф. Вымышленный персонаж — тем проще.

Оно, конечно, фильм «Семнадцать мгновений весны» очень патриотичный, про разведчиков. Говорят, Владимиру Владимировичу нравится. Но тут уж принципы превыше всего. И как бы ни было жалко сцену, в которой Плейшнер, осознав, что попал в гестаповскую западню, открывает портсигар со смертоносной ампулой и бросается в окно, но надо резать.

О запрете фильма для детей не может быть и речи — даже РПЦ не объяснит президенту оправданность такого шага, не говоря уж о Роскомнадзоре. Надо просто грамотно поработать над кинолентой с ножницами — благо остались еще специалисты, не всех вывели за 20 с лишним лет бездуховности.

Летчики-камикадзе

Феномен, заслуживающий отдельного места в нашем рейтинге. У японцев вообще с этим все сложно — воинская, самурайская этика этого нехристианского народа предполагает самоубийство как вполне обычное дело. Но с камикадзе особенно сложно — они являются частью истории Второй мировой войны и, соответственно, могут быть упомянуты на уроках истории. Чтобы этого не произошло, надо выпустить отдельные методички, предостерегающие учителей от упоминания об атаках японских летчиков-смертников.

Адольфа Гитлера мы в рейтинг внести не можем по соображениям морально-этического характера, но все равно было бы неплохо, чтобы по воле Роскомнадзора фюрер в школьной программе не покончил бы с собой в бункере, а вместе с Евой Браун стал бы жертвой молниеносного и смертоносного удара спецчастей НКВД.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Мария Пономарева, Александр Газов

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.