На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

21 декабря 2024

Особое письмо

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

«Бунт отчаяния» в Копейской колонии: итоговый отчет правозащитника

Оксана ТРУФАНОВА,

журналист, правозащитник

«Заключенный отказывался от еды вообще, потому что до раздачи пищи вовремя доползти не мог»

«Особая буква» публикует доклад челябинской правозащитницы Оксаны Труфановой о ситуации в Копейской колонии №6 до и после «бунта отчаяния», который она представила на заседании Общественного совета при ФСИН РФ. Пытки, издевательства, произвол…
«Заключенный отказывался от еды вообще, потому что до раздачи пищи вовремя доползти не мог» 5 февраля 2013

 

Доклад по ситуации в ИК-6 г. Копейска Челябинской области

ВВОДНАЯ СПРАВКА

24 ноября 2012 года в ИК-6 г. Копейск Челябинской области случилось беспрецедентное событие — подчеркнуто мирная акция протеста заключенных, в которой приняло участие более 1 тыс. человек (количество идет вразрез с официальной статистикой, однако мы имеем коллективное письмо, подписанное заключенными, которые сообщали, что участвовали в акции). При этом большая часть осужденных в течение нескольких дней отказывались принимать пищу и заходить в жилые зоны, стоя на улице на морозе.

Официальными органами сообщалось, что пострадавших среди заключенных не было, однако во время акции протеста один осужденный с резаными ранами горла и предплечий был доставлен в медсанчасть.

Оксана Труфанова: «Необходимо наказать виновных, потому что ситуация в Копейске должна наглядно показать всем, насколько у нас развито гражданское общество, насколько у нас уважают правозащитников и насколько у нас вообще ценят человеческую жизнь. Сейчас действительно переломный момент и для властей, и для руководства ФСИН. Вот как они сейчас поступят, так люди о них и будут думать — хорошо либо плохо». (ДАЛЕЕ)

При оттеснении ОМОНом толпы родственников у колонии пострадало более 30 человек (мирные граждане), которые обращались в медицинские учреждения за помощью.

Подчеркну: то, что произошло в Копейске в конце прошлого года, — это не бунт и не восстание. Это акция отчаявшихся людей против пыток, унижения человеческого достоинства, поборов и вымогательств.

Я занимаюсь проблемами колонии №6 в Копейске с мая 2012 года. Ко мне обращались осужденные по фактам избиений, унижения человеческого достоинства, вымогательствам, незаконным дисциплинарным взысканиям и помещениям в ШИЗО под надуманными предлогами. Я как правозащитник курировала дела заключенных Евгения Терехина, Даниила Абакумова, Олега Локтионова. Во время посещений колонии встречалась и с другими осужденными — всего около 100 человек.

Даниил Абакумов

В мае 2012 года осужденный ИК-6 Даниил Абакумов рассказал проверяющим из ОНК (Общественная наблюдательная комиссия — Ред.) о том, что видел, как сотрудник колонии Щеголь (заместитель начальника по безопасности и оперативной работе) ударил заключенного Коровкина по голове, тот потерял сознание и через несколько дней скончался. Абакумов также сообщил, что Коровкин неоднократно жаловался на «прессинг» со стороны сотрудников исправительного учреждения, что его избили, когда он отказывался привозить в колонию «гуманитарную помощь».

Абакумов написал заявление в Следственный комитет и Прокуратуру Челябинской области с требованием возбудить уголовное дело на сотрудников ИК-6 по данному факту. Его показания были записаны на видеокамеру в присутствии помощника начальника ГУ ФСИН по Челябинской области Назаркина. Уже в тот момент стало ясно, что и над жизнью Даниила нависла опасность. Несколько дней он отказывался принимать пищу — боялся, что его отравят.

Членами ОНК и правозащитниками страны были написаны заявления в Следственный комитет РФ и Генеральную прокуратуру РФ с требованием провести проверки фактов, изложенных Абакумовым, а также просьбой оградить свидетеля от давления, обеспечив ему нахождение за пределами ИК-6. Обращение было перенаправлено в Челябинскую область.

Выдержка из ответа: «Установлено, что старшим следователем по Металлургическому району Распоповым Е.В. по факту смерти Коровкина проведена проверка в порядке ст. 144—145 УПК РФ, по результатам которой 27.06.2012 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. Кроме того, в следственном отделе г. Копейск СК РФ в отношении Абакумова Д.Н. возбуждено уголовное дело по факту клеветы».

Таким образом, Абакумова обвинили по статье 306 УК РФ из-за того, что он рассказал правду о смерти другого заключенного. Сейчас, несмотря на то что в ИК-6 вскрылись все факты вымогательств и избиений, следователи СК по г. Копейску — Махалин и Михалев — продолжают знакомить Абакумова с материалами уголовного дела, несмотря на то что возобновлена проверка по всем заявлениям на сотрудников ИК-6 начиная с 2008 года.

Данный факт является попранием всех норма закона, и даже больше — это фабрикация уголовного дела в отношении свидетеля Абакумова. Это попытка следователей скрыть следы своего собственного преступления — укрывательство реальной причины смерти осужденного Коровкина.

В этом деле появилось еще несколько свидетелей. Это Олег Локтионов, Владимир Обухов и другие. Однако и они подверглись преследованию со стороны правоохранителей и сотрудников ФСИН.

Даниила Абакумова после сделанного заявления сотрудники колонии избили и изнасиловали. Кроме того, оперативники силой заставляли его подписать признание, что смерть Коровкина он выдумал, что ничего не было. В ход шел и шантаж, попытки повесить на него и «убойные висяки». Заставляли Абакумова отказаться от адвоката. Он не сдался и теперь является обвиняемым по статье 306 УК РФ («Заведомо ложный донос»).

Олег Локтионов

Он рассказал следователям о том, что общался неоднократно с осужденным Коровкиным, тот жаловался на вымогательства со стороны сотрудников. После этого Локтионова избили, он в знак протеста порезал живот и вены на руках, пытался выпрыгнуть с третьего этажа оперчасти ИК-6. В течение длительного времени находился в изолированном помещении ИК-6 (якобы в безопасном месте).

Преследование его продолжается до сих пор. Сейчас после акции протеста его не бьют, но воздействуют другим способом — помещают незаконно в ШИЗО. После последнего помещения в ШИЗО у него отказали ноги! Встал в туалет и потерял сознание. На носилках доставили в медсанчасть ИК-6, утром снова поместили на носилках в ШИЗО. Новый начальник ИК-6 Юрочко говорит, что это личный приказ генерала Турбанова (начальник ГУФСИН по Челябинской области генерал-майор внутренней службы Владимир Турбанов — Ред.).

Есть все основания предполагать, что это месть: медицинской карточки Локтионова на территории колонии сейчас нет, она находится у следователей СК УрФО, по ней назначена экспертиза в рамках уголовного дела, возбужденного против администрации ИК-6 (ст. 286 УК РФ — «Превышение должностных полномочий»).

Локтионов является моим доверителем в гражданских судах. В ШИЗО его поместили сразу после моего ухода, сотрудники ФСИН прямо заявили: «Пока она будет к тебе ходить, ты так и будешь в ШИЗО». Против Локтионова сотрудниками ГУФСИН по Челябинской области — Механовым, Щеголем и Зяхором — был подан иск по защите чести и достоинства, который был оставлен судом без движения.

Сейчас меня к моему доверителю не пускают вообще. Он находится в МСЧ ИК-6 в лежачем состоянии — МРТ определило две межпозвонковые грыжи. Мы написали заявление с требованием предоставить мне встречу с ним для осуждения вопроса о допуске врача — гражданского специалиста, согласно Постановлению Правительства №1466 от декабря 2012 года. Также написано еще одно заявление о незамедлительном допуске к нему узкого медспециалиста — невролога.

Ответов не дали письменных, в устной форме отказали.

Евгений Терехин

Евгений Терехин написал заявления по факту избиения тем же сотрудником Щеголем в июле 2012 года. Однако в УФСИНе (бывший заместитель начальника Челябинского ГУФСИН Василий Назаркин) на вопрос, почему же вы не уволите садиста-фсиновца, мне был дан ответ: «Если на человека жалуются, значит, он хорошо работает!»

Несмотря на то что Терехину требовалось лечение, ему отказывали в переводе в больницу после избиения. 11 октября ночью Терехину стало плохо. Дежурный врач сделал запись в журнале. Назначили обезболивающее и антибиотики. Дальше этого не пошло.

Терехин написал заявление в следственные органы по поводу избиения, уголовного дела так и не возбуждено до сих пор. 26.10.2012 года его осмотрели судмедэксперт Ерохина Наталья Викторовна и стоматолог Колесникова Наталья Вячеславовна по поводу выбитых зубов. Все это происходило в присутствии следователя, который проводит проверку по фактам пыток Чикулина П.Г. (Копейский следственный отдел). Был сделан рентген-снимок, результатов до сих пор нет.

Андрей Жмаев

Передвигаться самостоятельно не может. После приезда Совета по правам человека его отвезли в больницу. Сейчас он снова находится в СУСе (помещение строгих условий содержания — Ред.) ИК-6. Говорит, что единственный плюс — дали костыли. Раньше и их не было, из одного конца камеры до другого приходилось ползти! Из-за этого он отказывался от еды вообще, потому что до раздачи пищи вовремя подползти не мог. Но это в его случае не самое страшное. Страшно то, что из-за того, что начальник колонии Механова решил, что он — злостный нарушитель, его регулярно подвергают унизительно процедуре «полного обыска». Теперь, когда он встает с лавки, на ней остается кровь! И так у многих...

Денис Любисток

Неоднократно был бит. Говорит, применяли спецсредства. И применял их лично заместитель начальника колонии Щеголь (кстати, он все еще на свободе и даже не обвиняемый).  

«Они раздели меня догола, положили на стол, били по спине резиновой палкой. Я потерял сознание, очнулся, когда меня ударили дубинкой по ягодицам, — нестерпимо стало больно. Кто-то оттащил Щеголя, кричали, мол, остановись. Я сполз со стола, ко мне подошла женщина — главный психолог колонии — и спросила: «Ты хочешь, чтобы тебе всегда было так плохо и больно? Если нет — сотрудничай!» Я отказался с ними разговаривать, тогда меня увели в кабинет оперчасти, толкнули в спину, я упал животом на диван. Щеголь снова стал меня избивать спецсредством, из раны (ранее я вскрылся) хлынула кровь, тогда они прекратили, вызвав врача», — рассказывает Любисток.

Виталий Леонов

Жалуется на оперативного работника ИК-6 Ахматнурова: избиения, «растяжка» (приматывание скотчем к решетке — ноги на ширине плеч, на голове ведро с встроенными динамиками). Незаконное помещение в ШИЗО.

Руслан Латыпов

Жалоба на вымогательство, избиения сотрудниками ИК-6 Зяхором, Ахматнуровым, Беловым.

Артем Дмитриевский

Пытки громкой музыкой, избиение, отсутствие возможности помыться в течение полугода!

Заключенный Каргиев

Физическое насилие, унижение, избиения дубинкой и ботинками по спине за отказ от уборки унитаза в общем туалете.

Заключенный Ульянов

«Растяжка» в медицинском кабинете.

РЕЗЮМЕ

1) Механов, Зяхор и Щеголь все еще числятся за ГУ ФСИН по Челябинской области. Мне лично Турбанов (начальник регионального главка) сказал, что увольнять их не намерен, несмотря на то что прокуратурой Челябинской области было вынесено предписание об их несоответствии занимаемым должностям. Несмотря на то что возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ, которое расследуется в УрФО! Кроме того, начальник ГУ ФСИН по Челябинской области игнорирует нормы Конституции РФ и международное право, препятствуя мне в допуске к моим доверителям и подзащитным, что является дополнительным основанием для обращения в ЕСПЧ.

Так как ситуация с жалобами в ЕСПЧ является резонансной (Россия вышла на перове место по ним), то это можно расценивать либо как тотальную неграмотность руководства Челябинского ГУ ФСИН в юридическом плане, либо как чувство безнаказанности и вседозволенности. Своим действиями господин Турбанов подрывает репутацию Российской Федерации в глазах мировой общественности, что недопустимо.

2) Против свидетеля смерти Коровкина Абакумова до сих пор ведется следствие по делу в рамках статьи 306 УК РФ, несмотря на то что по всем фактам следователями УрФО проводятся проверки начиная с 2008 года.

Требуется немедленное вмешательство, которое заставит ответственных лиц прекратить дальнейшую фабрикацию уголовного дела против Абакумова и сокрытие преступления сотрудников ИК-6 Копейска в отношении осужденного Коровкина.

3) В ходе проверки Советом по правам человека при президенте РФ в колонии №6 обнаружился цех по переработке медицинских отходов, который прямо связан с преступлениями против здоровья людей. В ходе личного приема был принят осужденный Аминов Гусейн, который рассказал:

«Мы работали без средств индивидуальной защиты. На некоторых вакуумных упаковках со шприцами и капельницами было написано: «Осторожно, опасность класса В, С» или «Осторожно, ВИЧ-инфекция». Мы очищали их от крови, промывали и обратно запаковывали, совсем негодное уничтожали. Куда дальше это девалось, неизвестно. Боюсь, что снова продавалось!»

Этот цех успели заснять на камеру члены рабочей группы СПЧ. На следующий день администрация колонии вывезла все из того цеха в неизвестном направлении. Насколько я знаю, уголовного дела по этому факту возбуждено не было, проверок не проводилось — даже внутри ГУ ФСИН.

Тем не менее этот возмутительный случай требует внимания — сколько заключенных подвергали там риску свои жизни и здоровье?! У скольких из них может обнаружиться ВИЧ или гепатит С? Необходимо провести дополнительную диспансеризацию осужденных и выяснить, куда направлялась «продукция» с этой подпольной фабрики!

4) Очевидно, что нарушений масса. ГУ ФСИН по Челябинской области, судя по всему, не рад, что они вскрылись, — вместо того чтобы начать решать проблему в МЛС (местах лишения свободы — Ред.) и учиться выстраивать диалог с правозащитниками, они все еще вредят нам в нашей работе. В ОНК по Челябинской области работает всего четыре человека: Дина Латыпова, Николай и Татьяна Щур, Валерия Приходкина. Остальные либо вообще не посещают МЛС, либо откровенно покрывают гуфсиновцев, скрывая факты нарушений и помогая фабриковать дела, как с Даниилом Абакумовым.

В частности, он неоднократно заявлял, что председатель ОНК Тарасюк и его заместитель Ермаков «призывали его одуматься и отказаться от показаний». Кроме того, член ОНК Катанэ является нелегитимным (из общественной организации «Боевое братство» он исключен еще год назад, однако мандат не сдал).

Стоит также отметить, что общественный совет при ГУ ФСИН по Челябинской области вообще является неработающим органом. Советы и ОНК нужны не для того, чтобы покрывать проблемы, а, наоборот, чтобы их высвечивать и решать. Если бы так было — ситуация, подобная копейской, не возникла бы.

Надеюсь на понимание и поддержку.

 

Оксана Труфанова, журналист-правозащитник.

05.02.2013 год

 

Материал подготовили: Оксана Труфанова, Александр Газов

Комментарии
dmitrievskiy.a
Генерал турбанов крышует гестаповцев-механовцев, а кто же тогда крышует генералов за вседозволенность, не правохранительные ли органы или приближенные правительства, а может сам президент? За Отчизну очень обидно...
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости