Одним из предвыборных лозунгов Барака Обамы было обещание пересмотреть планы по размещению элементов американской противоракетной обороны в Европе. Сразу после прихода к власти новоиспеченный президент США дал распоряжение своим подчиненным проанализировать целесообразность установки ПРО в Старом Свете.
Недавно стало известно, что Вашингтон планирует отложить внедрение модифицированных оборонных систем в Чехии и Польше. Согласно планам Вашингтона, ПРО будет разделена на две части: на корабельные ракетные системы и сухопутные.
По словам представителей американской администрации, главным аргументом в пользу такого решения стало то обстоятельство, что ядерные разработки Ирана, против возможной ракетной агрессии которого и создавалась система, находятся не на столь высоком уровне, как считалось раньше. Обама уже сообщил эту новость президентам Чехии и Польши.
На мой взгляд, действия президента США бессмысленно связывать с военными интересами Вашингтона. Истинные причины решения отказаться от ПРО в Европе совсем другие.
За последние несколько месяцев Барак Обама потерял значительную часть своих сторонников в Соединенных Штатах — его рейтинг резко упал. Он должен был сделать что-то такое, что повысило бы его популярность среди американцев. С этой точки зрения вопрос о ПРО является наиболее безопасным и политически перспективным.
План Обамы, как всегда, прост и логичен: он пытается оздоровить имидж США в мире, не меняя при этом ключевых положений международной стратегии страны.
По сути, американцы откладывают проект развертывания наземной части ПРО до 2015 года. Предполагается, что этого времени им хватит на то, чтобы разобраться со всеми делами в Афганистане и Ираке. Вашингтон намерен решить проблемы на Ближнем Востоке за полтора — два года, но берет двойной запас времени: вдруг что-то пойдет не так. На этот период США вводят мораторий на какие-либо «резкие движения», способные вызвать недовольство мирового сообщества.
Отказавшись от планов в отношении Польши и Чехии, Соединенные Штаты по большому счету ничего не потеряли. Вместо размещения ракет наземного базирования в Европе Вашингтон поставит по три военных корабля с ракетами-перехватчиками на севере континента и в Средиземном море. Тем самым средства борьбы с иранскими ракетами окажутся ближе к самому Ирану. И главное, этот проект обойдется американским властям значительно дешевле в плане политических последствий: ослабнет давление со стороны России и других недовольных действиями Вашингтона стран.
Выбор времени обнародования обновленной позиции США по ПРО обусловлен рядом международных факторов. Прежде всего Обаму заботит предстоящее заседание Совета Безопасности ООН, в рамках которого постоянные члены Совбеза и Германия встретятся с иранской делегацией, отвечающей за вопросы ракетно-ядерной программы. Полагаю, заявлению президента США предшествовали консультации с Москвой относительно российской позиции по Ирану. Отказ от ПРО преследовал в том числе и цель сделать Россию более лояльной к жесткой американской риторике в адрес Тегерана.
Кроме того, выступление хозяина Белого дома связано с переговорами по договору СНВ, который Вашингтон и Москва должны заключить до 5 декабря нынешнего года. Времени остается мало, а позицию российской стороны американцам до сих пор поколебать не удалось. В конце прошлого года США запустили Global Zero — программу полного уничтожения ядерного оружия на планете. Но она не нашла широкой поддержки ни в мире, ни в России.
Позиция нашей страны по СНВ известна: у договаривающихся сторон остается по тысяче боеголовок, а ПРО ликвидируется. В случае если система противоракетной обороны останется, Россия будет вынуждена сохранить полторы тысячи ядерных ракет в целях сохранения наступательного потенциала.
Как вы понимаете, разница между полутора тысячами боеголовок и тысячей существенная. Вероятно, американцы сели и просто посчитали, что им больше выгодно. Внедрение системы ПРО очень затратное мероприятие. Тем более что российские ракеты ее с успехом преодолевают. В этой связи американцам полезнее добиться сокращения ядерного арсенала РФ, нежели делать ставку на противоракетную оборону, эффективность которой весьма сомнительна.
Нам ни в коем случае нельзя идти на поводу у Обамы и соглашаться на снижение количества боеголовок в обмен на отказ США от ПРО. Помимо разрекламированной противоракетной системы, в Европе в скором времени будут размещены специальные противоракетные лазеры, совсем недавно прошедшие успешные испытания. Есть в арсенале Вашингтона и кое-что еще.
Поэтому отказ от установки элементов ПРО в Польше и Чехии не стоит для Москвы и выеденного яйца. Радоваться нам особо нечему. Конечно, это внешнеполитический плюс для России. Но не более того.
Если бы американцы в дополнение к свертыванию программы ПРО в Европе предложили договориться о новых параметрах международной системы безопасности, тогда такой шаг можно было бы рассматривать в качестве стремления к сотрудничеству. Но этого нет — и, к сожалению, никогда не будет.
Комментарии