Ближайшие четыре месяца могут стать для нас историческими в отношениях с Европой. Причем нам самим эта историческая веха вряд ли понравится: шанс того, что полномочия российской делегации в ПАСЕ будут приостановлены, очень велик.
Произойти это может уже на начинающейся сегодня в Страсбурге осенней сессии ПАСЕ. Последние шаги Государственной думы позволяют говорить о том, что мы все же не хотим вылететь из Совета Европы — как бы наши политики ни убеждали самих себя и общественность, что Европа нам не очень-то и нужна.
Большинство стран в ПАСЕ очень недовольно тем, что Москва их обманула: все-таки размещать российские военные базы на мятежных территориях — это не совсем «принуждение к миру», никак не проявление доброй воли и уж точно не стремление к восстановлению отношений с Тбилиси. Обман, по мнению европейцев, состоит в том, что Дмитрий Медведев, согласовывая план урегулирования конфликта вместе с Николя Саркози, все это действительно обещал — и добрую волю проявить, и войска отвести.
С грузинами — беженцами из Южной Осетии уже все ясно: они никогда не вернутся обратно. Их дома разрушены или заняты, и этим людям придется обживаться в Грузии. Именно гуманитарной трагедией, а не разбирательством вокруг того, кто выстрелил первым, призывает Совет Европы заниматься Россию и Грузию.
Надо признать, Грузия давно перешла от слов к делу: строит дома для беженцев, пытается обеспечить их работой. Россия же усиленно показывает, что не сделает даже шага, чтобы Европа увидела ее волю к устранению последствий войны и примирению с Грузией. Наши власти как будто куражатся над европейцами: «Хотите туда международных наблюдателей послать? Посылайте, если господин Кокойты не против. Ах, какая жалость, он говорит, что против… Такой, знаете, самостоятельный…»
Короче, ПАСЕ все это надоело. Потому что сложившаяся ситуация выставляет в комичном свете такое серьезное понятие, как принципы, на которых строится Совет Европы и ради защиты которых он был создан: демократия, права человека, торжество права, недопущение вооруженных конфликтов. Именно из-за нарушения этих самых принципов нас не поддерживают даже те, кто совсем недавно был благодарен за четкую позицию по Косово, — сербы. Ведь именно мы убеждали всех вокруг, что Косово признавать нельзя, что там этнические чистки — и на тебе, сделали ровно то, против чего выступали.
Грузинская делегация в ПАСЕ прошедшим летом не сидела сложа руки и к концу сентября собрала подписи парламентариев из разных стран под предложением лишить нашу делегацию в Ассамблее права голоса. Подписавшие это предложение украинцы, шведы, чехи, молдаване, парламентарии из других стран в своем обращении аргументируют это решение тем, что Россия игнорирует основные принципы Совета Европы. И ее полномочия просто необходимо пересмотреть. Это даже не предложение — это требование.
И Москва решила отреагировать. Но, как всегда в последнее время, очень своеобразно.
Дело в том, что Россия игнорирует Совет Европы не только по «грузинскому» вопросу. Она еще и блокирует ускорение и улучшение работы Европейского суда по правам человека: уже три года Дума не ратифицирует 14-й протокол к Европейской конвенции по правам человека, который, собственно, и должен помочь Евросуду стать эффективнее.
Наши парламентарии просят внести изменения в несколько пунктов конвенции. Например, мы требуем, чтобы при рассмотрении дела против властей какой-либо страны в этом участвовал судья от этой страны. Что при известных всему миру российских способах давить на собственных судей будет сильно усложнять, а не упрощать рассмотрение дел. Особенно, конечно, против России. Еще Москве не нравится, что Евросуд может проводить свои расследования и рекомендовать Комитету министров Совета Европы (исполнительному органу, куда входят главы МИД всех стран-членов), как именно страна, в отношении которой вынесено решение Евросуда, должна его выполнять. Госдума хочет, чтобы эти позиции были как-то «разъяснены». После чего, мол, протокол ратифицирует и наступит всеобщее согласие.
Без ратификации Россией протокол не может вступить в силу, и в Москве об этом прекрасно осведомлены. И вот на прошлой неделе Госдума приняла заявление, содержание которого вкратце таково: 14-й протокол будет ратифицирован, если в нем найдут отражение наши уточнения. Москва как бы посылает сигнал в Страсбург: лишите нас права голоса — не видать вам ратификации 14-го протокола.
Теперь, по мысли стратегов в Кремле, МИДе и Госдуме, в Европе трижды подумают, прежде чем выносить решение о лишении российской делегации права голоса.
Завуалированное предложение выглядит довольно цинично, что в ПАСЕ прекрасно понимают. И возникает вполне закономерный вопрос: не разозлится ли на нашу стрну в Ассамблее еще большее количество депутатов? Сессия покажет.
Но уже сейчас примерно понятно, как будут развиваться события в ближайшее время. Предложение о лишении российской делегации права голоса будет рассматриваться через два дня после общей большой дискуссии о последствиях российско-грузинского конфликта. Если по результатам этой дискуссии, намеченной на завтра, будет принята резолюция, согласно которой Москве дадут еще один шанс выполнить требования Совета Европы (например, до конца года), то предложение о лишении нашей делегации права голоса либо не будет рассматриваться вообще, либо будет рассмотрено, но не принято. Действительно, было бы нелогично со стороны европарламентариев сначала заявить, что они готовы подождать еще, и тут же наказать того, от кого, собственно, и ждут определенных действий.
С другой стороны, в ПАСЕ довольно много депутатов, не желающих предоставлять Москве очередную отсрочку. Поэтому, в худшем для нас варианте, доклад о последствиях российско-грузинской войны закончится принятием жесткой и критикующей нашу страну резолюцией, а через два дня делегация России в Ассамблее будет лишена полномочий.
Но если мы избежим позора сейчас, то в январе, на следующей сессии ПАСЕ, у нас вообще не останется никаких шансов задержаться в Ассамблее. Ведь вряд ли до конца года у наших властей возникнет горячее желание пустить международных наблюдателей в Южную Осетию и демонтировать уже возводимые в регионе военные базы. А значит, требования Совета Европы будут проигнорированы в четвертый раз.
Кроме того, в январе будут подтверждаться полномочия всех национальных делегаций, и для того чтобы российские депутаты оказались за бортом ПАСЕ, не нужно будет вообще никаких собранных подписей — большинство Ассамблеи, скорее всего, проголосует против. Опять же не исключено, что в первые дни следующего года начнется очередная «газовая война» между Москвой и Киевом, которая популярности России в Европе не прибавляют.
Впрочем, вряд ли нынешние российские власти пугает такая перспектива. Кремль, похоже, всерьез делает главную ставку в своей политике на создание виртуальной реальности, а не на конкретные дела по разрешению как внутренних, так и внешних проблем страны.
по лестничной площадке или подъезду ,не соответствует сложившимся и всех устраиваемым правилам
совместного проживания.Кому понравится ,если у соседа будет что- то взрываться ,если они начнут перекрывать газ или тепло или выбрасывать мусор на площадке .Тут мы ведем себя ,как хозяева ,
а стоит такую же ситуацию вывести на государственный уровень ,то сразу попер патриотизм!
Вот ,мы им покажем ,да они пусть знают ,да пусть подожмут хвосты!
Я считаю ,что к нам ,как к государству давно уже пора применять санкции со стороны мирового сообщества и ближайших соседей. И если комиссия ПАСЕ лишит Россиию права голоса ,то это совершенно заслуженно и оправданно.
Вот и вся арифметика...