Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Россия и иностранный бизнес
ЛГ: Вторая наша тема, часть которой мы затрагивали, — это иностранные инвестиции в Россию и вообще иностранные инвесторы. Их взаимоотношения с российской властью. Вот была встреча иностранных инвесторов, как пишет российская пресса, с премьер-министром. И эти ребята сказали нашему премьер-министру, что верят в Россию. Правда, пожаловались на бюрократов и плохие дороги наши. На что премьер-министр сказал, что все исправим, все будет хорошо. Главное нам, так сказать, взаимодействовать. Вы — нам, мы — вам. Кто кому больше — это надо решать.
ПШ: Вчера вы встречались с министром транспорта, насколько мне известно. Вы довольно долго говорили с ним. Вы же были министром транспорта в Латвии довольно долго. Пять лет. Это была встреча просто старых партнеров? Вы же наверняка и раньше встречались. Либо какие-то планы? У нас что-то ожидается — улучшение этого нашего дорожного хозяйства?
АШ: Что касается моих отношений с Игорем Левитиным, то у нас хорошие дружеские отношения. В течение последних пяти лет мы много сотрудничали в секторе транспорта. И могу сказать, что мы многие вопросы решали.
Но я сегодня являюсь председателем Рижского свободного порта, который занимается транзитным бизнесом. Через Рижский порт мы перегружаем 30 млн тонн груза. Многие грузы связаны именно с Россией. Мы можем улучшить этот коридор.
В докризисное время у нас была большая проблема — граница Латвии и России стала внешней границей Евросоюза и России. На этой границе с латвийской стороны стояли грузовики, которые везли товары на российский рынок. Иногда эти машины стояли по три-четыре-пять дней. Это проблема для шоферов, которые в этих машинах находились.
Вообще, так бизнес не должен быть построен. И сегодня Россия думает, каким образом улучшить и развязать этот коридор. Мы понимаем, что кризис скоро закончится и опять эти очереди будут. Мы с латвийской стороны, конечно, уже начали реконструировать дороги. Построили новую дорогу к российской границе. Мы выстраиваем сейчас ее в Московское шоссе и надеемся, что Россия тоже будет выстраивать коридор «Рига — Москва». Потому что он выгоден не только бизнесу, но и людям, чтобы они могли на своем транспорте передвигаться и ехать друг к другу. Но что касается больших грузов, то мы говорили, каким образом могли бы использовать Рижский порт и этот коридор, для того чтобы уменьшить поток груза, который едет на автомашинах в Россию. И мы могли бы поставить их на поезда. Потому что у нас единая колея пятнадцать—двадцать…
ПШ: Фуры?
АШ: Да, фуры, которые стоят. И мы заинтересованы в том, чтобы эти грузы поставлялись поездами из Рижского порта. И потому мы планируем создание рабочей группы совместно с РЖД, Латвийской железной дорогой и Рижским портом. Я вчера переговорил на эту тему с мэром Москвы Лужковым, и он поддержал инициативу, что этот коридор надо выстраивать.
Надо думать о логистике грузов. Мы должны сотрудничать. Если мы не решим эту проблему и не создадим этот коридор, то проблем будет очень много. В первую очередь у России. Потому что Россия будет платить больше за грузы. Чем больше этот груз простаивает на границе, тем дороже будет товар в магазинах российских. И поэтому Латвия готова поддержать инициативу России. И мы готовы сотрудничать.
Мы знаем, что Россия развивает Петербургский порт. Большие планы. Но все равно Рижский порт является стратегическим. Это большие корабли, судна. Это значит, что глубоководные причалы мы выстраиваем, что коридор через Ригу все равно является очень выгодным. Если не будет практических указаний везти грузы по невыгодным коридорам, то Рижский порт является одним из самых важных. Поскольку мы успешно сейчас развиваем отношения между Ригой и Москвой.
Я думаю, таким образом будут развиваться отношения между Латвией и Россией. В результате мы сможем действительно увидеть много совместных проектов. И могу сказать, что во время этой поездки были заключены некоторые договора между латвийским и российским бизнесом. В том числе о выстраивании совместных терминалов в Рижском порту. Я рад, что некоторые российские компании готовы такие терминалы выстраивать.
А мы заинтересованы в том, чтобы не только обслуживать российские грузы — мы готовы предоставлять землю в нашем порту. Я предложил московскому руководству выделить землю в тридцать—сорок гектар в Рижском порту, чтобы Москва могла выстроить индустриальный парк на территории Евросоюза. Потому что наш Свободный порт сегодня предлагает льготы до 80 процентов, и это утверждено Брюсселем, Евросоюзом.
Это значит, что если россияне будут заниматься производством и сборкой товаров в Рижском свободном порту, то вместо НДС в 21 процент они будут платить 4—2 процента. Вместо 15 процентов подоходного налога — будут платить 3 процента. Это то, что сегодня уже регулирует закон в Рижском свободном порту. Так что возможностей много. И я надеюсь, что то, о чем мы переговорили с министром Левитиным и с мэром Москвы Лужковым, в ближайшее время уже воплотим в жизнь.
ПШ: И еще… Люди жалуются, что всего один поезд в Ригу и самолет.
АШ: Да, что касается пассажирских перевозок, то мы очень открыты для того, чтобы было больше возможностей. Наша национальная компания «Болтик» летит два раза в день в Москву.
ПШ: Говорят, битком.
АШ: Да, все битком забито. Это мы почувствовали, приезжая сюда. Но я считаю, что между Ригой и Москвой мы должны иметь как минимум десять полетов в день. Это должно быть поддержано российской стороной, потому что «Болтик» готов лететь.
Что касается других возможностей, то у нас есть прямое железнодорожное сообщение. Надо развивать этот бизнес, чтобы больше людей могли бы с Рижского вокзала ехать в Ригу. Я знаю, что есть компании, которые занимаются автобусными перевозками, и там тоже люди едут. Потому что расстояние, скажем, между Ригой и Москвой, если люди летят самолетом, — час пятнадцать. Лететь в Лондон — это четыре часа, и потому мы считаем, что Рига может быть уникальным местом, платформой для российского бизнеса в Евросоюзе. Потому что, во-первых, это будет более выгодно, дешево, и, во-вторых, это русскоязычная страна. Люди могут даже не знать английского языка, но могут свободно там заниматься бизнесом.
И еще одну вещь хочу сказать. В парламенте рассмотрели закон о том, что мы хотим предложить постоянное место жительства тем представителям других стран, которые имеют недвижимость в Латвии. И думаю, что этот закон в ближайшее время будет утвержден. Это значит, что россияне, которые будут иметь недвижимость в Латвии, получат постоянное место жительства, Шенгенскую визу, с которой они будут свободно перемещаться по всей Европе и станут полноценными представителями европейского, как говорится, общества.
ЛГ: Я хотел уточнить: в некоторых странах мало купить недвижимость. Нужно открыть какое-то свое дело. Есть ли какие-то условия? Или просто я приезжаю, покупаю недвижимость, и все?
АШ: Если вы занимаетесь бизнесом, то, конечно, вы можете получить, но это другая история. Не все люди хотят заниматься бизнесом. И я считаю, что многие сегодня приобретают недвижимость в виде квартир в Риге или в Юрмале. И мы хотим сделать, чтобы, если эти люди имеют недвижимость, они могли свободно жить.
ПШ: Не обязательно заниматься бизнесом?
АШ: Да! Мы не говорим о гражданстве.
ЛГ: Это вид на жительство?
АШ: Да. Это вид на жительство. И я уверен, что это будет привлекать все больше и больше россиян. Мы заинтересованы, чтобы те люди, которые в советское время ездили каждый год отдыхать в Юрмалу, на Рижское взморье (там концертный зал, где проходит «Новая волна» уже сколько лет), чтобы они могли там нормально жить. Если хотят. Потому что сегодня, я знаю, у нас уникальная ситуация. Час пятнадцать полета — и вы уже на курорте. Одну вещь я могу сказать: мы можем гордиться тем, что у нас нет таких пробок, как в Москве! Я могу стопроцентно верить в то, что таких пробок, как в Москве, не будет. И если кто-то хочет выехать за город здесь, за пределы центра Москвы, я думаю, что очень быстро за такое же время можно будет съездить на дачу в Юрмалу.
Комментарии