7 февраля на Украине пройдет второй тур президентских выборов. И завершится интрига: кто-то из этих политиков будет возглавлять страну ближайшие пять лет.
Фактор противопоставления России и Запада в нынешней президентской кампании все еще остается одним из главных аргументов в политической борьбе. Хотя в настоящее время нет такой поляризации в отношении к основным кандидатам, какая была в 2004 году.
Шесть лет назад на Западе представляли ситуацию выбора между Виктором Ющенко и Виктором Януковичем как выбор между Вашингтоном и Москвой. Кремль пошел по этому же пути, сделав ставку на антизападную риторику и лозунги. В итоге это фактически привело к столкновению на Украине идеологий двух внешних сил — двух государств. Апофеозом противостояния стал Майдан.
Сейчас и на Западе, и в России понимают, что выбор между Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем все-таки не столь полярен. Все прекрасно понимают, что с уходом Ющенко отходит на задний план и идеологическая составляющая президентских выборов. Поскольку ни один из оставшихся кандидатов на самом деле не является носителем четко сформулированной внешнеполитической концепции — прозападнической или пророссийской. Они в большей степени прагматики, нежели ярые сторонники некоей конкретной идеи.
Вместе с тем вопрос о выборе идеологической константы — предложенная главой Русской православной церкви концепция «Русского мира» (о многообразии миров «Особая буква» рассказывала в статье «Пестрый мир») или идея интеграции в Большую Европу — все еще стоит достаточно остро. Запад упорно считает Тимошенко олицетворением прозападных настроений (конечно, с массой оговорок), а Януковича — пророссийских (оговорок здесь не меньше).
Такой подход к оценке ситуации на Украине отчетливо проявляется в комментариях российских и американских политиков и политологов. Мы слышим призывы представителей целого ряда западных структур голосовать за Юлию Владимировну. Мы видим, что Кремль больше сочувствует Виктору Федоровичу.
И от этого стереотипа восприятия главным кандидатам уже не уйти. Сколько бы в течение всей президентской кампании они ни старались обойти стороной тему России и Запада, речи об их противопоставлении все же звучали.
Возможно, это обусловлено влиянием извне. Как и прежде, западные фонды финансируют определенные структуры, которые пытаются разрушить монополию некоторых политических сил на юго-востоке Украины. Причем в 2009 году, несмотря на финансово-экономический кризис, вливания средств были довольно солидными.
В преддверии выборов в большом количестве появились так называемые грузинские наблюдатели. Вряд ли речь здесь идет исключительно о вмешательстве маленькой Грузии в дела превосходящей ее по размеру и международному значению Украины. Мы прекрасно понимаем, что внешняя политика Михаила Саакашвили управляется не из Тбилиси.
При всем при том Москва и Вашингтон не стремятся выпячивать свое присутствие в регионе и заинтересованность в исходе голосования. В связи с «перезагрузкой» никто не хочет продолжать конфронтацию, как это было при Джордже Буше-младшем, никто не желает повторения событий 2004 года.
Тем не менее это лишь временное затишье перед бурей, которая наверняка разгорится после второго тура голосования. Вслед за оглашением итогов выборов антироссийские, а возможно, и антизападные эмоции, скорее всего, выплеснутся наружу.
Прагматичная Юлия Тимошенко уже начала подготовку. Сразу после первого тура она поддержала идею героизации Степана Бандеры. Из ее уст прозвучали и другие, гораздо более радикальные заявления — мягко говоря, не очень дружественные к русскому языку и РФ. Понятно, что лидер БЮТ преследует исключительно технологические цели — она пытается мобилизовать электорат Западной Украины, отрицательно относящийся к Януковичу и к России.
Пока сложно сказать, как долго Тимошенко будет играть на противопоставлении Москвы и Вашингтона. В Кремле ее считают конструктивным политиком, который в случае победы вряд ли пойдет на открытую конфронтацию с соседом.
С другой стороны, российские власти, наверное, забыли, с какими лозунгами шел на выборы 2004 года Виктор Ющенко. Его ведь тоже долгое время считали прагматиком. В своей официальной программе он говорил не о вступлении Украины в НАТО, а о налаживании добрососедских, партнерских, стратегических отношений с Россией. И до второго тура выборов многим казалось, что все идет по нормальному сценарию — очень мирно, тихо и демократично. Пока не случился Майдан…
Майдана не избежать и сейчас. Хотя итоги голосования вполне предсказуемы. О них можно судить по результатам первого тура. В этом заезде лошадь Януковича на два корпуса оказалась ближе к финишу, чем кобыла Тимошенко. И, конечно же, сейчас предпринимаются огромные, колоссальные усилия со стороны БЮТ, чтобы этот разрыв минимизировать.
Но в любом случае, когда мы строим все эти расчеты и предположения, необходимо понимать, что вне зависимости от того, как проголосуют избиратели, каким будет разрыв между кандидатами, итоги выборов будут подводиться не в Центральной избирательной комиссии, а в суде и на Майдане.
К большому сожалению, на Украине повторяется сценарий 2004 года. А значит, в Киеве мы вновь увидим палатки, протестующих людей, поддерживающих противостоящие друг другу идеологические лагеря.
Кирилл Фролов, заведующий отделом Украины Института стран СНГ
Комментарии