После выпуска новостей грузинские политологи и эксперты в прямом эфире анализировали предложенную версию будущего, но многие граждане Грузии уже выключили телевизоры и бросились закупать продукты, снимать деньги с пластиковых карт и заправлять автомобили. Десятки человек были госпитализированы с инфарктом.
Репортаж был осужден как самим Саакашвили и его соратниками, так и представителями оппозиции, собравшими митинг у здания телеканала.
На случившееся отреагировали и за пределами Грузии. Вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин и глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев объявили сюжет провокацией, а представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин объяснил причину его появления «тяжелым обострением у Саакашвили».
По поводу грузинских событий высказался и МИД Франции, назвавший репортаж неуместной инициативой и призвавший установить тех, кто причастен к его показу.
Комментирует Евгений Минченко, политтехнолог, директор Международного института политической экспертизы
Подобные эффекты наблюдались у людей еще во времена радио. Первый случай массовой паники — история 1938 года с радиопостановкой по роману Герберта Уэллса «Война миров». Тогда по радио было объявлено о вторжении марсиан, начавших захват основных городов США. Население впало в панику.
Поэтому правило СМИ «все, что может быть понято неправильно, будет понято неправильно» абсолютно верно.
Репортаж, показанный по каналу «Имеди», — политическая технология, заказчиком которой, без сомнения, является Михаил Саакашвили. Мишень акции — представители оппозиции и, в частности, Нино Бурджанадзе. Задача — увязать деятельность оппозиции с Россией, которая вмешивается во внутренние дела Грузии, и мобилизовать большую часть электората страны к предстоящим выборам мэра Тбилиси.
Дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, насколько грузинская оппозиция будет раскручивать эту тему. Людей напугали на пустом месте. А люди не склонны никому прощать свой страх.
Акция способна сыграть не против оппозиции, а против самого Михаила Саакашвили.
чале войны. «...бросились закупать продукты,снимать деньги...»
Пока они нас боятся,пусть ненавидят сколько хотят.