Доллар = 76,42
Евро = 82,71
В спорт пришел Медведев
Вот такие новости за эти полгода. А главная новость — я бы сказал, выпуклая, ясная и понятная, — в спорт пошел сам Медведев. То ли ему завидно стало, что Путин у нас считается «главным спортсменом» и «номером один», то ли еще что-то, но Медведев где-то полгода тому назад громко выступил — причем выступил жестко, с волевым лицом. Он сказал: плохо, что федерацию возглавляют всевозможные начальники, это недопустимо. Мол, начальники должны быть в попечительских советах. Дал месяц им срока, чтобы ушли. И вы — сказал Медведев, показывая пальцем на министра спорта Мутко, — тоже должны покинуть федерацию.
Небывалая ситуация в мировой практике: министр спорта одновременно возглавлял общественную организацию — Федерацию футбола. Надо не забывать, что все эти организации носят общественный характер.
После чего Медведев выступал в достаточно жестких выражениях, и что мне особо понравилось, даже назвал начальников, которые возглавляли все эти федерации, «котами». А надо понять, что федерации возглавляются такими людьми, как Нарышкин, как Лавров, как Черномырдин. И это высший наш слой. И он назвал их «котами». Я не помню, «жирными» или нет. Он сказал, что эти «коты» должны покинуть насиженные места и уйти в попечительские советы. Тут же начался перебег всех этих начальников в попечительские советы.
И вот прошла Олимпиада. И после Олимпиады надо было что-то дальше делать. И все ожидали, что сейчас полетят головы. В частности, в Сочи должен был состояться Президентский совет. Он и состоялся три недели тому назад. И считали, что сейчас на Президентском совете полетят головы. Причем Медведев сказал так: «Виновные лица должны набраться мужества и подать заявление об уходе». Такая фраза. Сами. И пять или шесть ушли. А начальники стали уходить в попечительские советы. Все ждали, что с каждого будут сняты головы. Прежде всего с Тягачева, главы Олимпийского комитета России, и Мутко.
Тягачев подал заявление и ушел, а Мутко сидит. Значит, это двоевластие, когда у нас непонятно, кто выше — президент или премьер, — очевидно, отражается на всех этих моментах. Мутко не уходит.
А Медведев появляется в Сочи, произносит очередную громкую речь. Причем жесткое выражение лица. Он говорит: вот, понимаешь ли, у нас допинговые скандалы за рубежом. Мол, надо ж еще отстаивать наши интересы. В общем, волевой, мощный президент — и вдруг он говорит, для меня, юриста, совершенно непонятную вещь: «А что касается начальников, которые любят спорт, то вам надо вкалывать двадцать четыре часа. Времени нет. Там должны сидеть профессионалы. Любят спорт — пусть идут в наблюдатели». И вбрасывает новое понятие — «наблюдательный совет». Попечительский и наблюдательный.
Что в теории нашего права значит попечительские и наблюдательные советы? Надо разбираться. Это очень непросто. Попечительские советы создавались вначале чуть ли не в домах для убогих и больных. Попечительские советы есть у нас в высшей школе. А наблюдательный совет — скорее, прерогатива коммерческих структур, банков. Понятие «наблюдательный совет» нами в законодательство перенесено из Германии. Я не буду погружать пользователей сайта в нюансы юриспруденции, но скажу, что, положив на понятие «попечительский совет» понятие «наблюдательный совет», президент такую кашу заварил, что дальше некуда.
Теперь все эти ребята побежали в наблюдательные советы. И сейчас начали создаваться некие положения о наблюдательных советах, что весьма непросто. Дело в том, что можно назвать какую-то структуру наблюдательным советом и пересадить туда какого-то министра нашего действующего. Но в чем проблема? Надо прописывать и вносить изменения в устав и прописывать компетенцию этого наблюдателя. Если ты прописываешь компетенцию, то ты должен обязательно указать, какие полномочия эта структура имеет. А на основе закона «О некоммерческих организациях» действуют все общественные организации. Там вообще не предусмотрены никакие наблюдательные советы. То есть контролировать их государство не может, кадровые назначения осуществлять не может. Это общественные организации.
Трактовка такая: Мутко говорит, что надо больше, сильнее подчинить эти федерации. Он говорит, что надо сделать их более зависимыми от министерства спорта. Что это такое? Они назначают главных тренеров сборной, надо сделать так, чтобы главные тренеры назначались только с согласия министерства спорта. То есть с согласия его самого, любимого. Он будет давать согласие, а федерации будут к нему обращаться. И заварил всю эту кашу президент.
Сейчас настала стадия расхлебывания. Мутко никуда не ушел. Более того, он пошел в Совет Федерации и начал эту идею об усилении контроля над общественными организациями, так сказать, воплощать. А сенаторы — это люди, которые держат нос по ветру, как все наши политики, четко. И поскольку всем стало ясно, что Путин своего любимца не отдает, значит, и Мутко никуда уходить не собирается, то в Совете Федерации он выступил на ура. Я посмотрел протокол заседания Совета Федерации, там его сенаторы просто облизывали. Он говорил: я надеюсь, вы поможете нам во внесении изменений, для того чтобы усилить все эти моменты, связанные с взаимоотношениями министерства спорта с общественными организациями, с федерациями. И так далее.
Еще смешнее в Думе. Первоначально Грызлов собирался заслушать отчет Мутко. Готовились, насколько мне известно, вопросы фракциями, комитетами. Собирались, так сказать, с Мутко «снять стружку». Увидели, что он непотопляем. Президент молчит в Сочи. Сделали очень просто — отменили вообще его визит в Думу. Мутко даже не отчитался в Думе. А «Единая Россия», которой надо выходить из положения, объявила, что не будет слушать его отчет. Они так сквозь губы сказали, что с Мутко все ясно, его и слушать нечего. Бросили небрежно. По сути, человек был выведен из зоны критики, обсуждения. Вот то, что мы имеем.
Комментарии