5 апреля 2009 года в Молдавии прошли парламентские выборы. Победу в них в очередной раз одержали коммунисты во главе с действующим президентом Владимиром Ворониным, возглавлявшим республику последние восемь лет. Оппозиция не согласилась с итогами голосования, инициировав массовые беспорядки в Кишиневе.
Пытаясь нормализовать ситуацию, власти пошли на уступки своим политическим противникам, проведя пересчет бюллетеней, который, правда, существенно не изменил расстановку сил в законодательном собрании страны.
Политический кризис на этом не закончился. Новый парламент проработал недолго: оппозиционные фракции дважды сорвали голосование по избранию президента республики, что в соответствии с конституцией привело к роспуску заксобрания. Нынешний его состав сформирован по итогам досрочных выборов, состоявшихся 29 июля 2009 года. Но и он не смог определиться с кандидатурой главы государства. Последняя безрезультатная попытка была предпринята в декабре прошлого года. В настоящий момент обязанности президента Молдавии временно исполняет спикер Михай Гимпу.
Именно Гимпу принадлежит идея внести поправки в 78-ю статью Основного закона: если депутаты раз за разом не могут избрать первое лицо страны, так пусть это право перейдет к народу, рассудил он. Лидеры правящей коалиции, несмотря на имеющиеся между ними непримиримые разногласия, призвали граждан республики прийти на участки для голосования. Однако, похоже, народ прислушался скорее к словам экс-президента Молдавии Воронину, который попросил электорат поддержать объявленный коммунистами бойкот референдуму.
Результаты референдума, прошедшего в минувшее воскресенье, оказались неутешительными для Гимпу и его соратников: согласно данным Центральной избирательной комиссии, в нем приняли участие лишь 30,98 процента избирателей при пороге явки в 33,33 процента. ЦИК уже объявила его несостоявшимся.
Последствия решения Центризбиркома могут оказаться тяжелыми для Молдавии. И.о. президента уже заявлял, что распустит парламент, если референдум признают несостоявшимся. Скорее всего, так он и поступит и тем самым положит начало очередному этапу политического кризиса.
По мнению ряда экспертов, провал референдума равнозначен объявлению вотума недоверия нынешней власти во главе с Михаем Гимпу, что, безусловно, выгодно для России, делающей ставку на команду Владимира Воронина. Воронин нацелен на сближение со странами постсоветского пространства и прежде всего Москвой, тогда как его оппоненты видят будущее республики в составе Евросоюза.
— С точки же зрения расклада политических сил это выглядит как победа оппозиционных коммунистов. Удалось организовать бойкот референдума, что автоматически становится провалом ныне правящих молдавских националистов. Однако проблема заключается в том, какой выбор сделает Молдавия как государство: пойдет ли она на запад через дальнейшее сближение с Румынией или останется на постсоветском пространстве в условном СНГ, — считает политолог Павел Святенков.
Комментирует Александр Караваев, эксперт Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве
Многие политологи в самой Молдове называют свою страну регионом, территорией, намекая на то, что система власти и госинституты, доставшиеся ей от СССР и разлагавшиеся в постсоветский период, не достигли такого уровня, чтобы говорить о Молдове как о полноценном государстве. С этим нельзя согласиться — по формальным признакам Молдова является государством состоявшимся, но с большим количеством родовых травм.
Сегодня в Молдове сохраняется некое равновесие политических сил. С одной стороны, молдавские коммунисты. С другой — альянс за европейскую интеграцию, который представляет собой рыхлую структуру, включающую людей одного политического вектора, но с разной идеологией, отношением — в том числе к советскому прошлому страны. И силы эти имеют свои границы распространения, политического влияния на население, которое становится все менее политизированным, что и подтверждают результаты референдума.
Несмотря на то что последние принятые в молдавском парламенте законы значительно снизили порог необходимой явки, опустив его до 33 процентов от общего числа голосующих, даже этот порог преодолен не был. Молдове предстоят внеочередные парламентские выборы.
В последнее время много говорят об амбициях соседней Румынии, некоторые политические силы в которой призывают к созданию «Великого румынского государства» и присоединению к нему ряда областей Украины и Молдовы. Конечно, может показаться, что кризис власти в Молдове поспособствует планам Бухареста по установлению контроля над соседней республикой. Однако все не так просто. Румыния — страна бедная, а Молдова вообще нищая. И эти два минуса однозначно не поспособствуют социально-экономическому развитию нового объединения.
Главное препятствие на этом пути — позиция Брюсселя. Если бы европейцы относились лояльно к данной идее, Молдову приняли бы в ЕС. И внутри единого союза предложили бы Румынии и Молдове самим решать свое будущее — вместе или порознь. Но Брюссель в условиях сегодняшних экономических трудностей не хочет включать в себя еще и проблемную Молдову. Именно поэтому будущее Молдовы предсказать крайне сложно.
Комментарии