Собственно, иначе и быть не могло. В истории современной России мало политиков, которые, будучи отвергнуты Кремлем, в конце концов не встали бы к нему в оппозицию. Достаточно вспомнить экс-генпрокурора Юрия Скуратова, бывшего вице-премьера Бориса Немцова или ныне опального экс-главу правительства Михаила Касьянова. Отношение федеральной власти к ее недавним соратникам сводится к формуле: если в политике ты не с нами — то, безусловно, против нас.
Лужков, хочется ли ему того или нет, уже играет по правилам этой незамысловатой игры. Многие, наверное, удивились метаморфозе, которая произошла с Юрием Михайловичем в первый же день его жизни вне обоймы власти: экс-мэр, всегда слывший особенно ярым противником оппозиции, вдруг встал на ее сторону по ряду важнейших политических вопросов.
Месяц назад Юрий Лужков воспринимался как один из столпов нынешней политической системы, который обеспечивал стабильно высокие результаты правящей партии на выборах, жестоко расправлялся с ее конкурентами и противниками, боролся с критиками президента, премьера и их окружения. Но сразу же после отставки неожиданно выяснилось, что Юрий Михайлович, оказывается, давно озабочен состоянием демократии в России, тяжело переживает отсутствие свободы слова в стране и выступает за возврат прямых выборов руководителей субъектов Федерации. Об этом, в частности, говорится в его письме Дмитрию Медведеву, которое было опубликовано вчера в СМИ.
Как бы то ни было, сегодня Лужков — если, конечно, его обещания продолжить политическую карьеру продиктованы не только эмоциями — стоит перед сложным выбором: куда и, главное, с кем идти дальше. С направлением движения более или менее все понятно. Но вот с выбором потенциальных союзников могут возникнуть некоторые проблемы. Конечно, Юрию Михайловичу по силам создать свою собственную политическую организацию — благо такой опыт у него как у отца-основателя «Отечества — Всей России» есть. Но куда проще заключить союз с уже существующим движением или партией.
Другой вопрос, готовы ли лидеры этих самых движений и партий пойти на сотрудничество с недавним политическим противником. Мы обратились к представителям системной и несистемной оппозиции с вопросом: как они отнесутся к тому, если вдруг завтра Юрий Михайлович придет к ним с предложением о сотрудничестве?
Олег Шеин, заместитель председателя фракции «Справедливая Россия» в Государственной думе, член президиума партии
Если Лужков вернет все деньги, изъятые из бюджета, заработанные на незаконных стройках, украденные у российских рабочих и гастарбайтеров, то сотрудничество с ним возможно.
Но поскольку этого не случится никогда — ибо Юрий Михайлович сторонник идеи наживы, — то, я полагаю, в составе членов «Справедливой России» мы его не увидим.
Скорее всего, мы его не увидим и в составе других партий. Будучи одним из творцов «Единой России», Лужков испортил отношения со всей оппозицией, которая не один год добивалась его отставки.
Илья Яшин, член бюро федерального политсовета ОДД «Солидарность»
Лужков для нас совершенно неприемлемый союзник. Поскольку это человек, уголовного преследования которого мы добивались на протяжении долгого времени. Мы были последовательными критиками Лужкова как мэра Москвы и считаем, что деятельность Юрия Михайловича и его ближайшего окружения должна быть тщательно расследована правоохранительными органами. Поэтому ничего общего с ним мы иметь никогда не будем.
Но если по тем или иным причинам Лужков начнет свой «крестовый поход» против Кремля, против Белого дома — это будет очень хорошо. Потому что он будет действовать против сложившейся в российской политике монополии, что, безусловно, оживит жизнь страны. Если Юрий Михайлович со всеми его ресурсами и друзьями будет вести борьбу, например, за возврат выборов мэра Москвы, это тоже можно приветствовать. Но эту борьбу мы будем вести параллельно — Лужков никогда не станет нам союзником.
Анатолий Локоть, депутат Государственной думы, КПРФ
За плечами Юрия Михайловича сложные процессы, которые он инициировал в Москве. Прежде всего это ревизия символов сталинских времен: переименование улиц, изменение облика столицы. За плечами Лужкова 1993 год, когда была буквально расстреляна советская власть, когда была растоптана Конституция СССР. Тогда Лужков был на противоположной стороне. И мы помним его выступление перед Верховным Советом РСФСР в Доме Советов.
За плечами Юрия Михайловича колоссальный опыт реализации проектов, встроенных в нынешнюю капиталистическую, либеральную действительность. Поэтому встать ему под знамена КПРФ будет очень сложно. Ведь именно он был одним из столпов и организаторов «Единой России» в том виде, в котором она есть. Кроме того, именно Юрий Михайлович создал телеканал ТВЦ, на котором прошли передачи с грязными нападками на КПРФ. Прежде всего я имею в виду программы Караулова. Все эти годы никак не удавалось воззвать к их совести, привлечь к ответственности.
За плечами Юрия Михайловича много всего. Так что одной только позы обиженного недостаточно, чтобы войти в нашу партию, в списки КПРФ. Мы принимаем в свои ряды прежде всего тех, кто разделяет программные установки партии, кто идейно нам близок. А в этом смысле между нами и Лужковым огромная пропасть. Нас разделяют огромные завалы, которые просто так, конечно, не разобрать.
Сергей Иванов, депутат Государственной думы, ЛДПР
Я не решаю за партию. Но я бы лично с ним никаких дел иметь не стал. Мы не радовались отставке Лужкова — большинство членов ЛДПР не знают Юрия Михайловича как человека. Может быть, он трижды хороший дедушка и так далее, и тому подобное.
Поводом для радости здесь является не то, что Лужкова сняли, а то, что наконец исполнительная власть показала, что она существует в стране. Она убрала человека, на которого собрано столько компромата, про которого столько всего написано. Не хочу перечислять — об этом знают все москвичи.
Лужков даже из чисто моральных соображений не смог сказать: «Извините, моя жена, конечно, не права…» Это просто немыслимо, с моей точки зрения. Как с ним после этого можно иметь дело?!
Комментарии