По словам Рамзана Кадырова, чеченцы два десятилетия боролись за достижение трех главных целей: быть патриотами и хозяевами Чечни, жить мирно и свободно и быть чеченцами. «Сегодня мы хозяева в своей республике, у нас полная свобода и все возможности для соблюдения канонов ислама. Мы можем свободно кричать на весь мир, что мы мусульмане и чеченцы», — заявил он, выступая перед делегатами конгресса.
— Чего нам еще не хватает, что нам еще нужно? Нам нужно, во-первых, чтобы мир понял, что нет вины чеченского народа в тех трагедиях, которые ему пришлось пережить в разные периоды истории. Мы невиновны в депортации, в двух войнах, разрушивших республику. Нам нужно, во-вторых, стать одной дружной семьей и беречь то, что у нас есть сейчас, — добавил Кадыров.
При этом он нашел у чеченцев внешнего врага — неких людей, которые прячутся в Европе и пытаются оттуда дестабилизировать обстановку в республике. Кого имел в виду глава Чечни, понятно. Ранее в числе врагов чеченского народа Кадыров называл Ахмеда Закаева, обвиняя его в организации нападения на свое родовое село Центорой.
Главным документом, принятым делегатами конгресса, стала резолюция, в которую, в частности, включен текст призыва к руководству России, властям и народу Чечни, кавказским лидерам, международным организациям и мировому сообществу в целом. В обращении говорится о необходимости содействовать окончательному установлению мира и согласия на всем Кавказе, о поддержании стратегии правительства РФ о социально-экономическом развитии Северокавказского федерального округа до 2025 года.
Еще одним итогом конгресса стало определение новой должности Рамзана Кадырова. Отказавшись в августе от титула президента Чечни, спустя приблизительно два месяца он получил новое гордое звание — генеральный секретарь.
Комментирует Станислав Белковский, политолог
Для Рамзана Кадырова сейчас очень важно стать лидером всей чеченской диаспоры. Не только чеченцев, живущих на территории страны, но в Европе и мире в целом. Сегодня он пытается нейтрализовать любые альтернативные ему центры влияния на чеченскую диаспору.
Здесь Кадырову вредит его достаточно молодой возраст, его образ не слишком образованного человека, который больше воевал, чем учился. Однако наряду с этими негативными чертами у него есть очень важный позитивный элемент — имидж победителя, человека, фактически поставившего Россию на колени. Для чеченского сознания это очень важно.
Кадыров добился того, о чем мечтал Закаев и его сторонники 15—20 лет назад, поэтому влияние этой, западной, партии не очень велико. Чечня независима, получает огромные дотации из федерального центра. И с каждым годом Закаеву с компанией все труднее объяснять европейским чеченцам, чем же Кадыров плох.
Вместе с тем, в Чечне нет исторической традиции единоличной власти. Она формировалась только в периоды войн. Особенно войн с Россией. Поэтому нынешняя модель чеченской власти — это мина замедленного действия.
Количество недовольных Рамзаном в самой Чечне будет расти. Поэтому Кадыров эксклюзивен в краткосрочной перспективе — сегодня его образ имеет большое значение, набирает очки. В среднесрочной же и долгосрочной перспективах в Чечне очень возможно возникновение некой междоусобицы. Рамзан столкнется с определенными проблемами уже лет через пять—семь.
Комментарии