Как и предсказывали эксперты, премьеры решили остаться вне политики, сделав вид, что никакой публичной перепалки Медведева с Лукашенко не было вовсе. Будто не было информационной войны, разоблачительных телепередач, взаимных обвинений в нарушении принципов дружбы и добрососедства, угроз и скандалов. Напротив, на протяжении всего саммита Путин и Сидорский, собственно как и чиновники рангом ниже, старались говорить исключительно об экономике, не выходя за рамки основной темы переговоров — дальнейшего строительства Единого экономического пространства.
В преддверии заседания глав правительств трех стран была озвучена его главная задача — выработка необходимых для ЕЭП документов, которые должны способствовать формированию максимально благоприятного и комфортного инвестиционного климата. В итоге было подписано 17 соглашений, пять из которых — о принципах макроэкономической политики. По словам чиновников Белого дома, все они в высокой степени готовности. Некоторые макроэкономические показатели уже согласованы. Дефицит бюджета в каждой из трех стран не должен будет превышать 3 процентов ВВП, а уровень госдолга — 50 процентов ВВП.
По мнению ряда аналитиков, принятые решения свидетельствуют о том, что процесс интеграции России, Белоруссии и Казахстана в рамках ЕЭП идет гораздо быстрее, нежели можно было ожидать. И, судя по всему, ему не помешает даже ссора Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко, какое бы дальнейшее развитие она ни получила. Это стало окончательно ясно после заявления Владимира Путина, что нужно форсировать подготовку к запуску Единого экономического пространства «и сформировать всю необходимую для этого нормативную базу до 1 января 2011 года».
Конечно, признаки того, что в российско-белорусских взаимоотношениях не все гладко, нашли свое отражение в замораживании на неопределенный срок проектов, которые курировал лично президент России. К примеру, завис вопрос о введении единой валюты ЕЭП. По словам анонимного источника в правительстве РФ, которого цитируют РИА «Новости», «до этого далеко».
Комментирует Андрей Суздальцев, доцент факультета мировой политики и мировой экономики Высшей школы экономики
Вступление в Единое экономическое пространство — условие получения Белоруссией дешевой российской нефти. А дешевая нефть из России для нашего соседа — вопрос жизни и смерти, потому что белорусская экономика в очень большой степени построена на перепродаже нашего сырья. Нет дешевого российского сырья — в Белоруссии кризис.
Поэтому Минск готов подписать любые соглашения, лишь бы получить нефть по низким ценам и перепродать ее в Европу.
Сейчас как раз эти договоренности формируются. На данной стадии все будет идти для России хорошо, белорусы будут на все соглашаться. Проблема в том, что они никогда не выполняют подписанного. С 1991 года белорусы не реализовали ни одного соглашения с Россией.
К примеру, в Союзном договоре были прописаны и выборы единого лидера Союзного государства, и введение единой валюты. До сих пор ничего из этого не сделано.
Наше руководство знает об этой белорусской черте, и видно, как оно ищет пути заставить Минск все же выполнять взятые на себя обязательства. Это практически война. Уверен, если бы выборы президента Белоруссии были сегодня, мы бы их не признали и власть Лукашенко была бы нелегитимной.
Основные документы по ЕЭП будут подписываться после Нового года, а кто будет это делать с белорусской стороны — покажет время.
Комментарии