Соглашение о тесном военном сотрудничестве Великобритании и Франции, подписанное на саммите в Лондоне, предусматривает создание совместных экспедиционных сил для операций в разных уголках земного шара, в составе которых бок о бок будут действовать британские и французские бригады.
В сущности, президент Франции Николя Саркози и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон договорились о создании единого военного блока. Беспрецедентное соглашение фактически приведет к слиянию армий двух государств. Эксперты считают, что это приведет не только к финансовым (экономия средств), но и к серьезным политическим последствиям.
Стороны намереваются вместе использовать авианосцы, согласовывать военные действия, совместно использовать оборудование и технику, тренировать военнослужащих и направлять их на службу за границу. Сотрудничество в некоторой степени коснется и исследовательских проектов. Ранее армии Франции и Великобритании уже сотрудничали в Афганистане и Боснии.
При этом Великобритания желает оставаться самостоятельной военной силой и не хочет быть обязанной спрашивать разрешения Франции на то, чтобы направить куда-либо свои войска. Кроме того, сотрудничество с Парижем должно повлиять на состояние «особых отношений» Лондона и Вашингтона, а также на сотрудничество в рамках НАТО.
Британские и французские власти не отрицают, что необходимость заключения подобного пакта в первую очередь вызвана сокращениями оборонных бюджетов двух государств и поисками путей эффективного использования военных ресурсов. «Я совершенно серьезно убежден, что данное сотрудничество с французской стороной в области обороны лежит в плоскости долгосрочных интересов обеих наших стран», — заявил Кэмерон, выступая в британском парламенте. Он особо оговорил, что это соглашение не является шагом на пути к созданию европейской армии, а лишь «примером усиления обороноспособности двух суверенных стран со сходными приоритетами».
France-Presse обращает особое внимание на планы открытия ядерного центра, на котором ученые из обеих стран будут совместно проводить испытания ядерного оружия. Согласно планам, ядерный центр будет построен в коммуне Салив, регион Бургундия, и начнет работу в 2014 году. Отметим, что в Саливе уже есть действующий объект французского Комиссариата атомной энергетики (CEA) — центр ядерных исследований «Вальдук». Предполагается, что совместный французско-британский центр войдет в состав «Вальдука».
Французские источники уточняют, что речь не идет о «двойном ключе» к арсеналам и каждый участник сохранит независимость ядерных сил. Франция, напомнили специалисты, самостоятельно создавала свой ядерный потенциал, тогда как Великобритания опиралась на американские технологии.
При этом обе страны ратифицировали договор о полном запрещении ядерных испытаний и могут только имитировать в лабораториях функционирование боеголовок. Ожидается, что центры начнут действовать в 2014 году.
Франция и Великобритания также планируют совместную разработку технологий для атомных подводных лодок. Как уточнили специалисты, это сотрудничество не будет касаться силовых установок и ядерных вооружений, но охватит все остальные компоненты и виды снаряжения. С 2011 года страны займутся проектированием новой противокорабельной ракеты и новой крылатой ракеты, которая должна прийти на смену французской «Скальп Наваль» и британской «Сторм Шэдоу».
Также французские и британские специалисты совместно разработают концепцию нового поколения разведывательных беспилотных летательных аппаратов, действующих на средней высоте. Этот процесс должен привести к появлению «европейских флагманов» оборонной индустрии, способных конкурировать с военной промышленностью США.
Отметим, что, как полагают находящиеся в оппозиции лейбористы, договоренность с Францией ставит серьезный вопрос о состоятельности британской обороны.
Комментирует Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа
Вновь, как и более ста лет назад, Великобритания и Франция объединяют свои усилия. Но если в случае с Антантой у обеих держав тогда, в конце XIX века, был внешний враг, то сегодня враг внутренний и общий для всех — финансовый кризис.
Военные расходы и раньше, и сегодня прибыли не приносят. Поэтому об оптимизации трат на оборону думают многие государства. Так, в соседней с Францией Германии обсуждается несколько вариантов сокращения вооруженных сил. От небольшого до кардинального.
Решение Парижа и Лондона вполне соответствует текущему моменту. К примеру, затраты на строительство нового британского авианосца и оснащение его американскими самолетами последнего поколения из-за кризиса уже выросли в несколько раз.
Соглашения Лондона и Парижа демонстрируют нам стремление европейских стран получить большую независимость от США, создавая свои, альтернативные институты. В том числе и в области безопасности.
Предложенная Дмитрием Медведевым новая архитектура европейской безопасности реального отклика среди наших западных соседей не нашла. Мы видим попытку создать что-то свое.
Пока рано говорить о неких общеевропейских вооруженных силах. Возможно, Франция и Великобритания попытаются со временем обкатать эту идею. Опыт организации взаимодействия между британскими и французскими военнослужащими, конечно, есть. Но ответа на вопрос о реальном механизме их совместного использования в интересах одного из государств нет.
Впрочем, говорить о реальном слиянии двух армий, как это хотят представить в СМИ, пока рано. Сегодня речь идет, главным образом, о расширении двухстороннего военно-технического сотрудничества. А оно и так развивается между многими странами как Западной Европы, так и, к примеру, между Францией и нашей страной.
Комментарии