На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

2 ноября 2024

Политика

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

2010 год глазами политологов из 2009-го

Виктор ЦВЕТКОВ,

«Особая буква»

О пророках в отечестве и волшебнике Лужкове

Прогнозы о том, каким будет 2010 год, сделанные политологами накануне его наступления, не оправдались. Точно так же как и их оценки всех предыдущих лет. Так стоит ли верить новым предсказаниям — теперь уже по поводу года нынешнего?
О пророках в отечестве и волшебнике Лужкове 13 января 2011
Наш человек силен задним умом — народная мудрость, которая звучит как аксиома. На Руси всегда очень хорошо и красочно получалось объяснять, почему те или иные события произошли в нашей жизни. Postfactum для нас нет тайн и секретов, мы мастера по поиску крайних и «переводу стрелок». А вот когда дело доходит до попыток заглянуть в завтрашний день, начинаются проблемы. Нет, прогнозы мы делать умеем — причем, опять же, весьма красочно. Правда… с правдой они почти всегда расходятся.

 

В числе прогнозов, которые делались на 2010 год, был один, который отличался от всех остальных своей конкретикой. Именно в прошедшем году должны были вынести приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву по второму уголовному делу. О том, каким будет вердикт суда, гадали многие представители экспертного сообщества. Отталкивались и от норм, прописанных в Уголовном Кодексе РФ, и от тенденций, прослеживавшихся в российской политической жизни. Либерализация уголовного законодательства, попытки реформирования судебной системы — все это расценивалось, как предпосылки к тому, что приговор может быть либо оправдательным, либо относительно «мягким». «Дело ЮКОСа» рассматривали в качестве показательного, знакового. Медведев, мол, должен будет закрепить свой имидж реформатора, поэтому ему будет важно продемонстрировать свои намерения на примере Ходорковского и Лебедева. Ошиблись практически все. Но судья Данилкин, видимо, знал, кого нужно спрашивать...

Но есть ведь еще и стратеги — профессиональные полководцы народных помыслов, которым принято заглядывать в рот, когда они что-то изрекают... Речь о политиках, аналитиках, политологах, просто авторитетных согражданах, которые всегда знают больше (или делают вид, что знают) — в любом случае, рискуют говорить о том, что будет или, вернее, должно произойти.

Насколько им можно верить? Судите сами.

Накануне уже прошедшего 2010 года и в самом его начале на нас традиционно обрушился шквал различных прогнозов. Астрологов в расчет не берем, сосредоточимся на политиках и политологах. Итак, о чем говорили аналитики.

Дмитрий Орлов, директор Агентства политических и экономических коммуникаций:

«В 2010 году исполнится половина президентского срока Дмитрия Медведева. И элита, и общество будут задаваться вопросом: каковы реальные достижения президента? На мой взгляд, его ответом должно стать развитие демократических институтов и демократическая модернизация, основанная на консолидации элит. Правящий тандем подтвердил свою эффективность. Условный консерватизм Путина и модернизация Медведева дополняют друг друга и обеспечивают развитие. Главным актором дестабилизации тандема является лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Агрессивная реакция оппозиции на проигрыш в выборах была связана с исчерпанностью темы кризиса».

Станислав Белковский, политолог:

«В 2010 году следует ждать нарастания протеста, стагнации социальной и политической системы. Реформ никаких не будет, а будет болтовня от Дмитрия Медведева, его окружения и тех представителей российского общества, которые ловят сигналы сверху. Так как демократизация противоречит интересам правящей элиты. Кризисные явления будут усугубляться, ситуация в разных отраслях обострится. Как для неконкурентных предприятий, которые не обновлялись с советских времен, так и для изменения структуры моногородов власть ничего не сделала. Поводом для различных пиар-акций станет освоение 20 млрд рублей, выделенных на так называемую модернизацию. Это ряд лоббистских проектов, связанных с работой теле- и радиокоммуникаций. О реальной модернизации, предусматривающей кардинальное изменение государства и общества, говорить не приходится. Элиту и так все устраивает. Загнивание системы дойдет до критической точки, и революция начнется если не сверху, то снизу».

Сознательно ставлю рядом прогнозы Орлова и Белковского, поскольку они заметно контрастируют. Оба говорят о модернизации Медведева, но расходятся со знаменателем. Орлов пытается поставить «плюс», Белковский — «минус». Самое парадоксальное, что если сейчас спросить их о том, насколько их прогноз оправдался, оба скажут, что практически полностью. Каждый будет видеть то, что захочет. За потугами президента раскрутить маховик преобразований можно усмотреть и определенные успехи, и пустую болтовню. Толку от подобного рода рассуждений никакого. Правды в них, как показывает практика, еще меньше.

Дальше...

Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»:

«Динамика политической жизни в 2009 году возросла к концу, и возможно, что в следующем году эта тенденция сохранится. Очевидно, что кризис не преодолен, поэтому первые лица уходят от его оценки. Тревожная ситуация остается в ряде регионов. Конфликт силовых структур МВД и ФСБ характеризует отношения в тандеме. Множество игроков заинтересовано в его расколе. Манипуляций с расколом в 2010 году станет больше».

Сергей Михеев, вице-президент Центра политических технологий:

«Для проекта модернизации 2010 год станет решающим. Сегодня, когда форма превалирует над содержанием, под этим словом подразумевается все что угодно. Если под модернизацией имеется в виду поток развлекательного фуфла, например широкополосный Интернет в каждом деревенском сортире, то это не модернизация, а ее видимость. Хотя, возможно, жизнь при этом станет комфортней. Интернет — это мировая помойка, и если она дойдет до каждой школы, то это не может радовать. Тандем Путина и Медведева — это, безусловно, не тандем однояйцевых близнецов, но пока они смотрят в одну сторону. Многие силы, в том числе и внешние, делают ставки на конфликт. О нем говорят каждый день в надежде, что это произойдет на самом деле. Здесь Зюганов, безусловно, не является главным актором конфликта. «Единая Россия» изначально не задумывалась как партия. Это своеобразный колпак, который закрывает элитные конфликты. «Но всему есть предел, — сказал Медведев, — пора принимать идеологию». 2010 год будет инерционным, интрига тандема будет сохраняться до последнего, потому что есть понимание, что систему нельзя расшатывать».

Многие из аналитиков отписались накануне 2010-го о расколе в тандеме Путина и Медведева. Это видно и из приведенных примеров и будет видно из тех, что мы еще вспомним. Чаще всего в контексте конфликта президента и премьера упоминают фамилию лидера КПРФ Зюганова. Сегодня это кажется странным, но не лишне будет напомнить, что в конце 2009-го в памяти еще были свежи последствия октябрьского демарша в Государственной думе. Тогда недовольство итогами региональных выборов привело к ультимативным заявлениям и громким обещаниям со стороны оппозиционных партий, представленных в парламенте. Зюганов был здесь в авангарде, но потом как-то потерялся... Не исчезла зато тема раскола в тандеме, но главным «актором» этого конфликта стали отнюдь не представители оппозиционных движений, а Юрий Лужков — плоть от плоти «Единой России». В общем, опять мимо…

Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:

«В 2010 году угрозы могут возникнуть сразу по нескольким направлениям, хотя достаточно одного, чтобы вся концепция военной реформы была признана негодной. Что касается реформы МВД, то, думаю, дело ограничится кадровыми решениями, а надо менять структуру ведомства. Внутренние войска — это не атрибут милиции, как и департамент по борьбе с экстремизмом. Это уже политическая полиция. Надуманные угрозы выходят на первый план в отличие от реальных угроз, таких как борьба с организованной преступностью. Все эти просчеты могут сделать Медведева раньше срока хромой уткой».

Игорь Коротченко, военный эксперт:

«Теракты в следующем году, как и в этом, будут вносить существенный вклад в дестабилизацию обстановки. В структуре МВД произойдут серьезные изменения. На мой взгляд, большой кадровый потенциал есть у заместителя министра Михаила Суходольского».

Можно считать, что относительно ожиданий реформаторских потрясений в МВД эксперты не ошиблись, но публичного обсуждения нового закона «О полиции» никто ожидать не мог. Это был сюрприз от Медведева, а дальше можно спорить о том, насколько он был приятным...

В конце 2009 года и начале 2010-го много говорилось и о смене региональных лидеров. Ожидали продолжения начатого в предыдущие годы. Этой теме отдельно посвятили часть своего аналитического доклада «Консервативная модернизация — 2010: конфигурация власти и новая политическая повестка дня» уже упомянутые Орлов и Виноградов в соавторстве с политологом Дмитрием Бадовским:

«Относительная определенность позволила федеральной власти перейти к более активной кадровой ротации. Замена губернатора Свердловской области, ожидаемые перестановки в Волгоградской, Курганской областях и ряде других регионов показывают, что окно возможностей для замены глав регионов может быть использовано для проведения масштабных кадровых замен. С наибольшей остротой этот вопрос воспринимается в стратегически значимых Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, а также в Дагестане и в скором будущем — в Татарстане».

Обращаем внимание на то, что Москву и Лужкова здесь никто не упоминает. Эта тема — один из главных сюрпризов 2010-го. В разделе «Партийная активность» авторы доклада прямо журят Жириновского за слишком рьяную атаку на Лужкова:

«Сделав мишенями очень агрессивной критики все еще весьма популярных Юрия Лужкова и Сергея Шойгу и заявив о том, что ЛДПР будет добиваться отмены результатов выборов 11 октября в Москве, Владимир Жириновский допустил тактическую ошибку. Ответом стала жесткая контркампания, которая может ослабить позиции ЛДПР на предстоящих выборах», — написали в конце 2009 года политологи.

Об этом же писал Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики:

«Плановая ротация глав регионов прежде всего коснется старожилов, занимающих пост с 90-х годов. Замена остальных будет зависеть от ситуации в регионе, рейтинга губернатора, наличия у него конфликтов с мэрами. Однако отставок, думаю, будет много. Впрочем, уходить губернаторы будут, как правило, без скандалов, добровольно. В числе регионов, где возможна замена, — Смоленская, Брянская области. Жесткая борьба за главное кресло уже развернулась в Дагестане, Курской, Калужской областях. Руководители Красноярского и Пермского краев если и уйдут в отставку, то с повышением. Не думаю, что выборы глав местных администраций будут отменены повсеместно. Где-то возможен переход от прямого избрания населением к косвенному, голосами депутатов. Но пока подавляющее большинство регионов сохранит прямые выборы мэров».

Лужков, замечу, опять не упоминается...

Вообще, в 2010 году было два события, которые сформировали повестку на месяцы, если не на годы, — отставка мэра Москвы и события на Манежной площади 11 декабря. Можно считать это просчетами подавляющего числа экспертов и аналитиков. Вот как описывал 2010-й Игорь Бунин, гендиректор Центра политических технологий:

«2010-й будет годом тихого созревания новых политических тенденций. Их ростки уже заметны: на экранах ТВ приоткрыт занавес для дискуссий. Думаю, представители элит будут высказывать с телеэкрана все больше смелых суждений. Впрочем, никаких социальных взрывов не будет, отдельное недовольство на местах не выльется в бунт. В общественном сознании сохранится образ тандема «президент-премьер» как гаранта стабильности».

Будь мы на стрельбище, о подобном комментарии сказали бы: «В молоко!»

Ну и главные «пророки» 2010 — Леонид Тягачев и Юрий Лужков. Тогда еще президент Олимпийского комитета России на свою голову сделал прогноз по медалям на первенстве в Ванкувере — примерно 50 штук (правда, это вместе с хоккейной сборной — 23 человека). Он сильно просчитался. Россияне завоевали 15 медалей (и только три золотые), что признали провалом и что не осталось без последствий для самого Тягачева, а также всего профессионального спорта.

А Юрий Михайлович отличился на… детском утреннике. Безобидная затея — игра в доброго волшебника на новогоднем празднике — обернулась пророчеством для него самого и Москвы в целом... Посмотрите видео (особенно с третьей минуты) и вслушайтесь в слова бывшего мэра: «Сначала мы справимся с бациллами раздора и посеем в Москве семена дружбы!» Получилось с точностью до наоборот. Сначала его обвинили в том, что он сеет раздор в тандеме, а потом... в Москве пожинали плоды дружбы братских народов на Манежной площади...

И специально для тех, кто верит в Нострадамуса. Вот что он написал про 2010 год:

Попытка убийства, ужасное прелюбодеяние,

Великий враг всего человеческого рода,

Который будет хуже, чем его предки, дядья и родители.

Мечом, огнем, водой [будет править] кровожадный и бесчеловечный.

Ничего не понятно, поэтому его прогноз точнее всех. 

Комментарии
Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости