Руководство Ирана запретило проведение подобных манифестаций, поскольку считает, что под предлогом поддержки народов Египта и Туниса иранцы устроят акции протеста против действующей власти.
Выступлениям оппозиционеров предшествовал арест в прошлый четверг одного из лидеров иранской оппозиции Мехди Кяруби. Такова была реакция властей на его призыв к проведению 14 февраля акции в поддержку египтян. У дома Кяруби в Тегеране были выставлены посты охраны, которые не пропускали к оппозиционеру, находящемуся под домашним арестом, даже его родственников.
«Известия о событиях, происходящих в Иране, показывают, что иранский народ хочет тех же свобод, которых добиваются граждане Туниса и Египта», — считает председатель Европарламента Ежи Бузек.
Однако вряд ли иранцы пойдут тем же путем, что египтяне и тунисцы, считает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«В Иране другая ситуация, и она в корне отличается от того, что привело к смене власти в Египте и Тунисе, — сказал политолог в интервью «Особой букве». — Во-первых, в Иране есть духовный лидер — Аятолла Хаменеи, который представляет верховную власть. Его авторитет не повергается сомнению ни среди оппозиционеров, ни среди сторонников нынешнего президента. Ни в Тунисе, ни в Египте такого духовного авторитета нет.
Кроме того, продолжает Макаркин, в Тунисе и Египте налицо был моральный износ руководителей государства. Глава Египта Хосни Мубарак управлял страной 30 лет и чуть-чуть не дотянул до юбилея, президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али пришел к власти в 1987 году. От них просто устали.
В то же время Махмуд Ахмадинежад победил на президентских выборах в 2005 году, в 2009-м он был переизбран на второй срок. А уже в 2013 году срок его полномочий истечет, и, согласно конституции страны, он не сможет выдвигать свою кандидатуру на третий срок.
«Сейчас политэлита Ирана начинает присматриваться к возможным кандидатам на президентское кресло. Называются разные имена, среди которых есть и консерваторы, и оппозиционеры нынешнего режима. Однако оппозиция не заинтересована в том, чтобы раньше срока поднимать шум», — говорит Макаркин.
Кроме того, Ахмадинежад благодаря своим антиамериканским заявлениям и выступлениям, адресованным беднейшим слоям иранского населения, пользуется большой народной поддержкой.
«В Тунисе и Египте волна недовольства пошла от среднего класса, и потом в нее втянулись бедняки. В Иране средний класс также не любит своего президента, но привлечь на свою сторону незащищенные слои населения здесь не получится», — отмечает политолог.
Еще одним аргументом в пользу того, что Ахмадинежад успешно продержится до завершения своих президентских полномочий, служит тот факт, что в переворотах двух североафриканских стран значительную роль сыграли военные.
В Иране же армия всецело на стороне президента.
Комментарии