По информации «Независимой газеты», почти закончено формирование партийных списков кандидатов в депутаты думской кампании — 2011. Предварительное знакомство с ними показало присутствие в перечнях близких родственников и друзей нынешних парламентариев, а также представителей силовых и административных структур.
По данным источников, от «Справедливой России» в Госдуму вновь пойдет бывший тренер премьер-министра Василий Шестаков, написавший книгу «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным». Он будет представлять Кемеровскую область. Помимо Шестакова в списки партии попадут жена депутата Ильи Пономарева Лариса и сын Геннадия Гудкова Дмитрий, который давно работает в партии, будучи членом политсовета эсеров.
Издание отмечает, что фактически мы наблюдаем рождение новой тенденции — семейственности в Государственной думе. Хотя, например, в ЛДПР она процветает давно — сын Владимира Жириновского Игорь Лебедев возглавляет фракцию партии в Думе.
Кандидатом в депутаты от «Единой России», по всей вероятности, станет известная ныне медиаперсона Анна Чапман. Видимо, красивая «шпионка» должна будет привлечь молодежный электорат прокремлевского движения.
Региональные законодательные собрания, безусловно, не могли остаться в стороне от нового тренда. Так, по информации «НГ», в питерском парламенте после выборов может появиться сын спикера Госдумы Бориса Грызлова — Дмитрий Грызлов.
Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет нынешний наплыв родственников тем, что теперь выборы проходят только по партийным спискам. «Раньше кандидатам по одномандатным округам от партий нужно было объяснять, почему по спискам их партии избираются чьи-то братья или сестры, — объясняет эксперт. — Сейчас же голосуют за партию, и никому оправдываться не приходится».
Причин использования родственного ресурса несколько. Это и человеческое желание пристроить своих родных на теплое местечко, и желание использовать свою раскрученную фамилию, чтобы таким образом набрать дополнительные голоса. Порой дело в элементарной нехватке кадров. Нельзя забывать и о такой важной причине, как доверие. Конечно, бывает всякое, но дети, как правило, не подсиживают и не воруют у своих высокопоставленных родителей.
Эффект от включения родни в избирательный список, как считают специалисты, двойственный. В большинстве случаев люди негативно относятся к появлению «дубликатов» знакомых фамилий в бюллетенях. Исключения, как показывает практика, бывают в случае, когда политик, чей родственник представлен в списке, очень популярен в данном регионе или в целом по стране, как например, депутат Государственной думы от фракции «Единая Россия» Лариса Шойгу. Сестра министра МЧС прошла путь от рядового медика до заместителя главного врача Тувы и, по мнению коллег, честно трудится в комитете нижней палаты по здравоохранению.
В Думе уже несколько созывов работает супружеская пара Оксана Дмитриева — Иван Грачев, пользующиеся заслуженным уважением. Профессионализм и порядочность экономиста Дмитриевой настолько непререкаем, что никому не приходит в голову обвинить ее в семейственности.
Вместе с тем приведенные примеры, скорее, являются исключение, чем правилом. В отличие от США или Великобритании, где семейные кланы в политике не так уж редки, в России итогом этого процесса может стать серьезная депрофессионализация законодательной власти.
Высокопоставленные кандидаты, которым депутатское место гарантируют прежде всего личные связи, в большинстве своем в силу недостаточной подготовленности не могут ни самостоятельно принимать решения, ни отстаивать интересы того региона, по спискам которого они баллотировались.
Руководитель Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская рассматривает происходящее на выборах в Госдуме и в регионах как проявление нового тренда в России: «В советское время семейственность во власти была законодательно запрещена — она называлась кумовством. Дети номенклатуры не могли идти по стопам своих родителей. А сейчас ограничений нет. Этот процесс уже в течение десяти лет бурно идет в России везде — и в бизнесе, и в политике. Представители элиты делают все, чтобы дети наследовали их статус».
Сегодня высшие чиновники сформировали особую социальную группу, которая высокий социальный статус, богатство, связи и власть хочет передать по наследству, указывает эксперт: «На первом этапе политики устраивали своих детей в бизнес, появилось даже понятие «свадебные вице-президенты». В результате почти в каждой крупной компании — и в частной, и в государственной — на должностях вице-президентов находятся дети или жены крупных политиков». Политика идет в бизнес, а бизнес — в политику, говорит Крыштановская: «Явление распространено повсеместно. Как правило, родители просто спрашивают у детей, чего им больше хочется: идти в политику или в бизнес. Потому что возможности сейчас открыты и там, и там».
«Формирование таких семейных кланов — это глубокая закономерность, поскольку кадровая политика в современной России построена на рекрутировании людей по принципу личной лояльности, а не профессионализма. А кто более лоялен, чем близкий родственник», — уверен политолог Станислав Белковский.
Есть и еще одно объяснение возникшим слухам о том, что на места в Госдуму выдвигаются дети, жены и другие близкие родственники действующих политиков, — это похоже на целенаправленную кампанию, направленную на дискредитацию выборов в принципе. Очевидно, что юные наследники политических деятелей не могут вызвать ничего, кроме раздражения и нежелания вообще идти голосовать. А апатичность электората всегда выгодна действующей власти.
Комментирует Александр Куликов, депутат Государственной думы, член Комитета по безопасности
Уже Госдума четвертого созыва, в которой «Единая Россия» была представлена весьма значительно, показала резкое снижение уровня профессионализма народных избранников. Это еще более усугубилось в Думе нынешнего, пятого, созыва, в которой «ЕР» вообще составила большинство.
Ряду депутатов от этой партии было настолько не присуще понимание сути парламентаризма, того, чем вообще занимаются члены нижней палаты, что мы, депутаты Думы первого, второго созывов, избиравшиеся еще по одномандатным округам, порой просто руки разводили. Удивлялись качеству подготовки, отсутствию знаний у некоторых людей, которые уже являются депутатами.
Ситуация станет совсем критической в Думе шестой. Здесь уже создаются свои собственные кланы из числа детей, других родственников, друзей и знакомых. Это, безусловно, отразится на качестве законопроектов, качестве работы парламента.
Многие приходят в Госдуму с далеко идущими целями, связанными не с развитием в стране демократии и парламентаризма, а исключительно со своими личными интересами, бизнесом, организацией поддержки своего направления.
Депутаты нашей фракции неоднократно поднимали вопрос о недопустимости клановости, кумовства в первую очередь в системе исполнительной власти, где эти явления еще более фатальны, чем у законодателей. Сейчас родственники больших начальников работают не то что на серьезных постах в соседнем ведомстве или службе, а в том же самом ведомстве. К примеру, в составе правительства страны вице-премьер и министр обороны — родственники. И это не единичный случай. Рыба гниет с головы. И если наверху подобные вещи в порядке вещей и даже поощряются, то нижестоящие чиновники их перенимают. Касается это и органов законодательной власти, как федеральных, так и региональных.
Для того чтобы начать борьбу с кумовством, необходимо решение на самом «верху». Руководители государства должны подавать пример.
По инициативе президента в закон о формировании Совета Федерации была внесена поправка, в соответствии с которой членом верхней палаты парламента может стать только представитель самого региона, депутат местного заксобрания. Раньше нередки были случаи, когда в СФ от той или иной области приходили люди с этой областью никак не связанные. Сейчас же нужно как минимум избираться в местный парламент, чтобы иметь шанс стать сенатором. Процедура усложнилась и сделалась более справедливой.
Конечно, заинтересованные лица при желании могут посадить в Совет Федерации своего человека — выходца из другого региона, но для этого им придется очень сильно потрудиться. Так что поправки эти, безусловно, нужные.
Комментарии