На главную

Доллар = 76,42

Евро = 82,71

2 ноября 2024

Политика

разместить: Twitter Facebook ВКонтакте В форуме В блоге
быстрый переход: Верх страницы Комментарии Главная страница
Личный кабинет автора
А Б В Шрифт

Власть и оппозиция. Ближневосточные революции. 80-летие Горбачева

Илья ЯШИН,

политик

Медведеву не дают покоя лавры Горбачева

Еженедельная передача «RESET.ПЕРЕЗАГРУЗКА». Ведущий — обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Лев Гулько.
Медведеву не дают покоя лавры Горбачева 9 марта 2011
Революцию, как правило, делают не голодные, а те, кого накормили завтраком, но лишили возможности намазать маслом хлеб на обед. А таких в России становится все больше и больше. Люди начинают понимать, что утратили какие-либо шансы на самореализацию. И дело здесь не только в том, что весь рынок уже поделен между друзьями представителей власти. Не менее важно, что не входящий в эту категорию человек абсолютно не защищен. Каким бы лояльным государству он ни был, если его бизнес динамично развивается, к нему в любой момент могут прийти и все отобрать.

Ближневосточный сценарий на российской почве

ЛГ: Часть вторая. Напоминаю: у нас в гостях в качестве эксперта председатель бюро движения «Солидарность» Илья Яшин. Поговорим о той ситуации, которая складывается на Ближнем Востоке. Все эксперты проводят какие-то аналогии: очень похоже на нашу ситуацию — не похоже на нашу ситуацию; у нас может такое быть — у нас не может такого быть. Ваша точка зрения?

ИЯ: Ну, прямые параллели, наверное, неуместны, хотя есть что сравнивать. На самом деле те причины, которые вынудили людей массово выйти на улицу…

ЛГ: А какие это причины?

ИЯ: Политическая монополия, явно засидевшиеся на своих местах руководители. Это первая причина. Вторая причина — огромное число нищих людей, социальное расслоение. Третья причина — коррупция. Люди прекрасно понимают, что засидевшаяся власть ворует в таких масштабах... Кстати, если говорить о масштабах коррупции и сравнивать, например, Путина и Мубарака, то Мубарак просто кристально честный человек. Поэтому главный вопрос, который задают сегодня эксперты, аналитики, политологи, звучит примерно так: а возможно у нас повторение арабского сценария? Я думаю, что до этого есть все предпосылки. Не уверен, что это произойдет в ближайшие месяцы, но предпосылки, которые назревали, например, в Египте в течение нескольких лет, у нас присутствуют практически в полном объеме.

Кто еще год назад мог предположить, что в Египте миллионы людей выйдут на улицу под лозунгами отставки президента Мубарака? Это казалось тогда абсолютно невероятным сценарием. Точно так же как сейчас кажется… Посмотрите на местную оппозицию. В лучшем случае выходят по несколько тысяч человек, и кажется, что перспектив для роста протеста вроде как нет. Однако на самом деле перспективы есть. Последний опрос «Левады» свидетельствует о том, что протестные настроения действительно растут. Более того…

ЛГ: Кто готов выйти? Какое количество?

ИЯ: Пусть сегодня их не так много, но сам факт протестного настроения… Последние десять лет были годами мифа о политической стабильности. Теперь этот миф рушится на глазах. Москва не сразу строилась...

ЛГ: Конечно, но, как опять же говорят эксперты, в арабских революциях есть один момент… У них очень молодое население.

ИЯ: Об этом довольно интересную статью написал Рыжков. Он говорит о том, что это, конечно, молодежная революция.

ЛГ: Молодежная революция. Для нас это…

ИЯ: Рыжков прав: революция молодежная. Но я бы не стал отдавать приоритет фактору молодежности. Я бы поставил во главу угла то, почему люди все-таки вышли на улицу. И, кстати, наших молодых сограждан и представителей моего поколения я бы тоже не стал недооценивать. Да, сегодня действительно лидируют циники и конформисты. Но ситуация может стремительно измениться. Год назад и в Египте казалось, что молодежь не способна к каким-то большим пассионарным свершениям. Все это меняется стремительно. Вообще, в странах, где долго правят одни и те же люди, засидевшиеся, зажравшиеся, заворовавшиеся, все начинает стремительно меняться. Те люди, которые поддерживали власть, в какой-то момент начинают поддерживать протестные движения, и из искры возгорается пламя. Очень важно, что был пример, который заразил огромное количество людей. Эта революция началась в Тунисе, и она перекинулась на соседние страны. Кстати, в России это тоже наблюдалось, когда была «оранжевая революция» на Украине. Это очень повлияло на протестные настроения.

ЛГ: Давайте теперь поговорим о том, кто воспользуется плодами революции. Сначала арабской. Ребята-исламисты, как их везде называют, пока сидят тихо. Они пока наблюдают. Но некоторые эксперты говорят, что в конце концов они придут к власти. Не дай Бог, конечно, потому что тогда там все запылает. Они воспользуются...

ИЯ: Есть такая опасность.

ЛГ: Теперь посмотрим на нас. Если у нас неожиданно, опять же не дай Бог…

ИЯ: Придут фашисты?

ЛГ: Ну не фашисты, а такие национал-радикалы… Хотя, я думаю, их можно назвать и фашистами. На этой протестной волне, когда все козлы. Понимаете, о чем я говорю?

ИЯ: Понимаю. Я не считаю, что нужно зарывать голову в песок и отрицать то, что в нашем обществе есть националистические настроения. Однако в отличие от действующей власти я считаю, что мы заинтересованы в том, чтобы эти националистические настроения выражались в цивилизованной форме.

ЛГ: Какие могут быть цивилизованные формы?

ИЯ: Националисты бывают разные.

ЛГ: Вегетарианцы? Ну кто? Назовите.

ИЯ: Есть националистические партии, которые представлены в парламентах Европы. И ничего страшного от этого не происходит.

ЛГ: Они, конечно, представлены, но они «нерукопожатные» вообще-то.

ИЯ: Пусть они будут «нерукопожатными». Пусть с ними никто не будет разговаривать, пусть с ними никто не будет иметь дела. Но националисты в парламенте, националисты в белых перчатках, пишущие свои законопроекты, лучше бритоголовых, которые поджидают людей с другим цветом кожи или другим изгибом носа в подворотне. Потому что та политика, которую проводит власть, направлена не на решение проблемы, а на то, чтобы загнать эти настроения вглубь.

ЛГ: Я согласен.

ИЯ: Запрещая все националистические движения, власть загоняет националистов в подполье. Среди националистов есть люди, которые хотят заниматься легальной политикой. Можно с ними соглашаться, можно с ними спорить, ругаться в парламенте. Но когда власть запрещает националистические движения, на первый план выходят отнюдь не националисты в белых перчатках, а террористы и бандиты.

ЛГ: Разрешайте. А как?

ИЯ: Они должны действовать в рамках Конституции — это главное условие. Конституционный национализм, на мой взгляд, вполне допустим в нашей стране.

ЛГ: Я просто его не вижу.

ИЯ: Признаете Конституцию, готовы осуществлять свою деятельность в рамках действующего законодательства? Пожалуйста, участвуйте в выборах!

ЛГ: Лозунг «Россия для русских». Какая Конституция или что-то еще?

ИЯ: Лозунг «Россия для русских», на мой взгляд, антиконституционен.

ЛГ: Вот. Я не вижу их легальными, или, как это лучше сказать…

ИЯ: Послушайте, среди националистов есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы их движения действовали в рамках легального поля. Мы должны им помочь. Мы должны дать им такую возможность. Не захотят — их проблемы. Станут нарушать законодательство — будут отвечать в соответствии с этим самым законодательством. Но если они тяготеют к другому — пожалуйста. На самом деле с левыми, с коммунистами такая же история. Я вижу некий диалог между левыми и либералами, который принес за последние десять лет очевидные плоды. На фоне ужесточения политического режима звучат, например, высказывания Виктора Анпилова, который говорит, что если в начале 90-х годов он с оружием в руках боролся с Конституцией, то сейчас он с оружием в руках готов ее защищать. Обратите внимание: во время последнего «Русского марша» наряду с националистическими и некоторыми другими неприемлемыми лозунгами эти ребята несли лозунг «За нашу и вашу свободу!». Почему бы не приветствовать это?

ЛГ: Конечно. Но я не сильно этому верю. Можно прикрыться любым лозунгом. Да еще бы найти этих ребят! Давайте на этом закончим вторую часть. А в третьей части сопоставим двух политических деятелей: Дмитрия Медведева, с одной стороны, и Михаила Горбачева — с другой. Похожи? Не похожи? Чем они похожи и чем нет?

Комментарии
  • 9 марта 2011, 19:07
Уважаемый Илья Яшин! Достаточно одного вашего предложения про Горбачева как дальнейшее уже неинтересно. Он, как и памятник Ельцину, как пивоваров и млечин — своего рода «водораздел». С помощью которого можно определлить: несет человек-политик или лидер чего-нибудь объединительные начала или нет. У вас, к сожалению или к счастью, этого нет. Вы или недоросли или вам в этом и не разобраться. Не обижайтесь. «Горем от ума» страдают нынче многие в России. Вы не одиноки. Л.Орлова, ржевитянка, )9.03.11, Челяба.
proxyyy
luchz@mail. Такое ощущение, что Л.Яшин еще просто ребенок с детским восприятием мира.Рассуждая о необходимости крупной политической реформы, «речь идет о полной перестройке всей политической системы. Выстроенная Путиным за десять лет политическая модель — а это модель кризиса — основана на политической монополии.» Этот молодой человек не в состоянии понять, что не десять лет этой системе власти, а все двадцать. Существующая система власти построена на принципе подавления воли большинства, волей меньшинства. И когда Яшин говорит о том, что он не станет подсказывать этой власти выход из кризиса, в котором находится эта система власти с диктатом воли меньшинства над большинством, то становится смешно за весь либеральный политический класс. Понятно, что вы отвергаете учение о классах, вам ближе элитология, но суть та от этого все равно не меняется. Господин Яшин не собирается менять эту систему власти, он ее желает обновить, не меняя самой сути этой власти. Он предлагает публичность и это прекрасно, но, при чем здесь реформа правоохранительной системы? Ну создадите вы полноценную, качественную на ваш взгляд систему, но она будет служить меньшинству, а не большинству. Основа власти не монополия одной власти и не многопартийность, а прямое вовлечение широких масс процесс управления производством и государством, и я добавил бы в процесс выработки внутрипартийной демократии. Ваша публичность заканчивается в рядах вашей партии, когда вы не учитываете мнение своего партийного меньшинства. Так в чем разница, то власти рабочих от власти хамов? Не ужели эта правоохранительная система изменит основной принцип либеральной власти, построенной на диктатуре невежд и чиновной деспотии и приведет наше общество к процветанию. Монополия плохо, но еще хуже когда монополия в руках невежд.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.

Особые темы

Как отношение человека к детям-аутистам влияет на его восприятие ситуации в Крыму

Дуня СМИРНОВА,
сценарист, кинорежиссер, учредитель фонда «Выход»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
«У нас с толерантностью очень плохо. Тотально»
8 июля 2014

Интервью с кандидатом в члены Общественной палаты РФ нового созыва

Елена ЛУКЬЯНОВА,
доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения
«Общественная палата — это место для пассионариев»
«Общественная палата — это место для пассионариев»
13 мая 2014

Знаменитая «Санта-Мария» обнаружена спустя 522 года после своей гибели

«Особая буква»
Обломки легенды
Обломки легенды
13 мая 2014

Если не Асад, то кто?

Виталий КОРЖ,
обозреватель «Особой буквы»
Горе-выборы побежденным
Горе-выборы побежденным
8 мая 2014

Государство берет под контроль Рунет: серверы планируют перенести в РФ, контент — фильтровать

«Особая буква»
Власть расставляет сети для Сети
Власть расставляет сети для Сети
29 апреля 2014

Новости