А Б В Шрифт

Акция оппозиции в Петербурге превратилась в марш, который едва не завершился штурмом Смольного

Михаил Шнейдер,

движение «Солидарность»

Город трех революций чуть не устроил локальную четвертую

Несанкционированные митинги оппозиции в Москве и Санкт-Петербурге закончились задержанием Эдуарда Лимонова и Бориса Немцова. В столице все прошло традиционно. Но в «колыбели революции» акция переросла в настоящую демонстрацию протеста.
Город трех революций чуть не устроил локальную четвертую 1 апреля 2011
Санкционированная московскими властями акция «Стратегии-31» Людмилы Алексеевой прошла спокойно. На нее собралось почти в десять раз меньше участников, чем обещали организаторы. По мнению экспертов, «Стратегия-31», став разрешенной, утратила интерес публики. Все внимание оказалось прикованным к Северной столице, где оппозиционеры попытались провести демонстрацию на Невском проспекте, в которой участвовали сопредседатель движения «Солидарность» Борис Немцов, Илья Яшин и активисты группы «Война». Похоже, это был самый крупный «Марш несогласных» с 2007 года. Можно предположить, что если внесистемные политики федерального уровня отныне станут во время проведения соответствующих акций разъезжаться по нескольким городам, популярность и узнаваемость «несогласных» в России вырастет.

 

Большинству россиян не знакомы имена старейшей правозащитницы России Людмилы Алексеевой и члена бюро оппозиционного движения «Солидарность» Ильи Яшина. Об Алексеевой ничего не знают 76 процентов жителей РФ, а про Яшина не слышали 68 процентов россиян. Такие данные получил «Левада-центр» 25 марта 2011 года, опросив 1600 человек. Самым известным оппозиционером оказался Борис Немцов. Про него не знают всего четверть россиян. 35 процентов респондентов ничего не слышали про бывшего главу правительства России Михаила Касьянова, 41 процент опрошенных — про 13-го чемпиона мира по шахматам, члена бюро движения «Солидарность» Гарри Каспарова, а 43 процента россиян не знают о писателе и лидере «Другой России» Эдуарде Лимонове. Об одном из сопредседателей «Партии народной свободы» Владимире Рыжкове не слышали 42 процента граждан страны.

31 марта показало, что «Стратегия-31» потеряла значительную часть своих сторонников. Причина лежит на поверхности: как только власти разрешили собираться на Триумфальной площади, бороться в Москве стало не за что. Неудивительно, что на согласованную акцию вчера пришло не более трехсот человек.

А вот Валентина Матвиенко оказалась не так дальновидна, как Сергей Собянин. Протестные мероприятия по 31-м числам в Петербурге по-прежнему запрещены. Между тем выступления в защиту свободы собраний там всякий раз проходили не менее драматично, чем в Москве. Вспомним только нашумевшую историю с «жемчужным прапорщиком».

Но, несмотря на гордое звание «Северной столицы», происходящее в городе на Неве, как правило, не выходит за рамки внимания жителей региона. Минувшей зимой, однако, Санкт-Петербург часто становился главным ньюсмейкером. Правда, поводы были весьма печальные: многочисленные смерти людей от сосулек, ужасающие дороги — и в связи с этим недовольство горожан работой губернатора Матвиенко.

Тем не менее большинство россиян не слишком хорошо осведомлены о жизни Санкт-Петербурга. И вот вчера традиция была нарушена — внимание пишущих, телевизионных и интернет-СМИ было приковано именно к этому городу.

В несанкционированной акции оппозиции у Гостиного Двора в Петербурге принял участие Борис Немцов, раздававший свою книгу «Путин. Коррупция», а также Илья Яшин. Колонна «несогласных» во главе с ними неожиданно двинулась в сторону Смольного по Невскому проспекту.

Оппозиционерам удалось пройти почти полпути и на несколько минут перекрыть Невский проспект, выйдя с растяжкой «Матвиенко в отставку», после чего Немцова и Яшина задержали. Но оставшихся участников акции это не остановило. И они маршем протеста дошли почти до Смольного.

Сам Борис Немцов, комментируя происшедшее, сказал следующее: «Круто мы сегодня зажгли. Спасибо всем. Немного не хватило до Смольного, однако до победы осталось совсем чуть-чуть».

В правозащитной ассоциации АГОРА сообщили, что в Петербурге также были задержаны активисты арт-группы «Война» Леонид Николаев и Олег Воротников. Причем последнего задержали вместе с ребенком, а его супруга также находится в полицейском участке, но в другом отделении.

Безусловно, говорить, о том, что центр протестного движения перемещается в Питер, рано. Но эффект от приезда в город политиков федерального уровня налицо. Видимо, лидеры непарламентской оппозиции осознали, что поддержка одних только москвичей не перспективна. В преддверии выборов движению «Солидарность», как и другим «несогласным», крайне необходимо повышать свою узнаваемость у россиян. Можно предположить, что в ближайшее время нас ждет расширение географии маршей протестов несистемной оппозиции.

И здесь многое будет зависеть от местных властей — запрет на подобные мероприятия поможет вырасти количеству их сторонников. В этой связи любопытно будет посмотреть, что и как будет делать, например, губернатор Кировской области Никиты Белых, друг и бывший соратник Бориса Немцова, когда «несогласные» приедут и к нему.

Комментирует Михаил Шнейдер, ответственный секретарь Федерального политсовета движения «Солидарность»

Проведение акции в рамках «Стратегии-31» в Санкт-Петербурге, а не в Москве, как это было всегда, связано с тем, что с оппозиционерами Северной столицы удалось договориться о едином выступлении.

В данном случае Питер отобрал у Москвы пальму первенства в плане оппозиционности, удерживаемую Первопрестольной по крайней мере два последних года. Все изменилось в январе, когда часть московских оппозиционных политиков пошла на компромисс с властями и отказалась от организации неких параллельных акций, выступая лишь на разрешенных площадках и с разрешенным количеством участников.

Такое решение, на наш взгляд, ослабило группу оргкомитета акций в рамках «Стратегии-31» в Москве. Ведь многие выходили на улицы 31-го числа по призыву правозащитницы Людмилы Алексеевой, которая теперь выводит людей на Триумфальную площадь с согласия руководства столицы. Теперь люди в раздумьях: участвовать ли в акциях, а если «да», то в санкционированных или несанкционированных?

Власти грамотными в технологическом плане действиями удалось расколоть более-менее единый стан столичной несистемной оппозиции. Была использована такая особенность демократов, как неспособность ни на йоту отойти от своих взглядов, первоначальных позиций, неспособность пойти на компромисс. У нас в стране вообще культуры компромисса пока нет.

Что касается действий петербургской полиции в сравнении с московской, то нельзя назвать их менее или более жесткими. Они такие же. Ведь система-то одна и та же. Жесткими всех людей в погонах делает именно она. Как и более лояльными. Так что, можно сказать, в Питере действуют так же, как и в Москве. 

Комментарии

Комментариев нет.
Для добавления комментария необходимо войти на сайт под своим логином и паролем.